Обучение на дому детей-инвалидов (начало. Продолжение в следующем номере) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обучение на дому детей-инвалидов (начало. Продолжение в следующем номере)

2017-10-07 1218
Обучение на дому детей-инвалидов (начало. Продолжение в следующем номере) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

(продолжение, начало в предыдущем номере)

Г. С. Жангазы,

главный cneциалucm управления образования Павлодарской области А. К. Адамова,

заведующая областной психолого-медико-педагогической консультацией, г. Павлодар Г. А. Джумагулова,

заведующая психолого-медико-педагогической консультацией,

г. Экибастуз

 

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими организации образования, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях организации образования (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема» проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Приложение 1

Приказ отдела образования (образец)

Об организации обучения на дому

 

Во исполнение ст. 8 Закона РК «Об образовании» и на основании предоставленных ходатайств организаций образования, а также соответствующих справок ВКК, рекомендации ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обеспечить обучение на дому следующих учащихся:

- Аминову Сауле, СОШ № 2;

- Жасыпову Минару, СОШ № 4.

2. Директорам школ обеспечить контроль за организацией обучения на дому согласно действующим нормативным документам.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на главного специалиста отдела образования Смагулову А. Д.

 

Начальник отдела образования (Ф. И. О.)

Приложение 2

 

Приказ по школе (образец)

Об организации обучения на дому

 

Во исполнение приказа отдела образования «Об организации обучения на дому» и на ос­новании предоставленных родителями справок ВКК, рекомендаций ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Охватить обучением на дому следующих учащихся:

- Аминову Сауле, инвалида с детства, справка ВКК от 05.09.2011 г. № 13;

- Касымова Диаса, справка ВКК от 02.09.2011 г. № 11.

2. Распределить учебную нагрузку Аминовой Сауле согласно приказу МОН РК от 26.11.2004 г. № 974 по общеобразовательной программе (приложение 1).

3. Распределить учебную нагрузку Касымова Диаса согласно письму МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889 (приложение 2).

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Бахытову А. Д.

 

Директор школы (Ф. И. О.)

Приложение 3

 

Форма ведения дневника динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами

Дата, тема урока Деятель­ность учителя на уроке Деятельность ребенка в со­ответствии с требования – ми учителя Педагоги­ческие на­блюдения (динами­ка +, -) Рекомен­дации ро­дителям ребенка Подпись родите­лей Подпись учителя
             
Цели урока            
-образовательная            
- развивающая            
- воспитательная            
- коррекционная            
Оборудование урока            
                       

Приложение 4

 

Анализ работы учителя-предметника, преподающего на дому

Ф. И. учащегося_______________________________________

Ф. И. О. учителя______________________________________

Предмет______________________________________________

Образование_________________________________________

Стаж_________ категория______________________________

 

Наименование вопроса Положительное Негатив
     
- наличие расписания уроков, утвержденного директором школы и согласованного с родителями ребенка, обучающегося на дому    
- наличие календарного плана, утвержденного директором школы    
- наличие психолого-педагогической характеристики учащегося, составляемой педагогом    
- наличие поурочного плана учителя    
- соответствие оценок, выставленных в дневнике учащегося с оценками в классном журнале    
- своевременность выставления оценок в классном журнале    
- установление контакта с родителями и ребенком    
- ведение дневника наблюдения за развитием ребенка    
- ведение журнала учета знаний ребенка    
- использование на уроках компьютера    
Общие замечания:

Приложение 7

 

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (начало. продолжение в следующем номере)

Г. С. Жапгаш,

главный специалист управления образования Павлодарской области

А. К. Адамова,

заведующая областной пси.холого-медико-педагогической консультацией. г. Павлодар

Г. К. Джумагулова,

заведующая психолого-медико-педагогической консультацией, г.Экибастуз

 

Человечество вступило в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. Развитие компьютерных технологий поз­волило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстровозрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство и т. д. Создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными техно­логиями становится сложно ориентироваться в современном мире.

Но мы должны признать, что существует и другая реальность нынешнего века: неоднородность состава учащихся общеобразовательных школ по уров­ню их физического, психического и сенсорного развития. Особенно присталь­ного внимания к себе требуют дети с ограниченными «возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать учебные учреждения, а также дети-инвалиды. Перед школой возникла задача: сформировать у обучающихся, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья, ряд компетентностей для успешной социализации. Мы полагаем, что именно высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями мно­жество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение.

Правовую основу организации обучения детей-инвалидов, нуждаю­щихся в обучении на дому, составляют:

1. Закон РК «Об образовании» от 24.12.2008 г., с изменениями и дополнени­ями от 24.10.2011 г. № 487-IV.

2. Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддерж­ке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2002 г. № 343.

3. Приказ МОИ РК «Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профи­лактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения, ока­зания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспи­тательными организациями» от 26.11.2004 г. № 974.

4. Письмо МОН РК «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 28.02.2000 г. № 07-4/889.

5. Приказ МОН РК «О начале 2004/2005 учебного года в организациях сред­него общего образования Республики Казахстан» от 20.08.2004 г. № 696.

6. Приказ МОН РК «Об утверждении Правил методики аттестации обучаю­щихся» от 02.03.2004 г. №. 166.

Согласно ст. 8 п. 5 Закона РК «Об образовании» для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

Индивидуальное обучение больных детей - учащихся 1-11-х классов в воз­расте до 18 лет, которые по состоянию здоровья короткое время (до 6 месяцев) не могут посещать занятия в школе, разрешено письмом МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889. Организация индивидуального обучения этих учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (боль­ницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения (в каждом отдельном случае) районного (городского) отдела образования. Консультация психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) для детей данной категории не проводится. Программа обучения временно больных детей - общеобразова­тельная.

Обучение детей-инвалидов организуется на основании Приказа МОН РК от 26.11.2004 г. № 974.

Если ребенок с ограниченными возможностями, то ПМПК в присутствии ро­дителей определяет программу обучения (общеобразовательная, ЗПР и коррекционная вспомогательная 1 или 2 типа). В зависимости от рекомендации ПМПК организация образования разрабатывает программу обучения.

Обучение на дому организуется школой, в которой обучается ребенок. Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуска из школы вно­сятся в классный журнал соответствующего класса.

Для организации обучения на дому учащемуся необходимо:

- иметь справку ВКК с рекомендацией обучения на дому - основание для издания приказа на учащегося (приложение 1):

- заключение ПМПК, в котором указана соответствующая программа обуче­ния (общеобразовательная, программа ЗПР, вспомогательная).

При организации обучения на дому детей с ограниченными возможностя­ми (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе для детей с нарушением интеллекта 1, 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР» используется учебный план, согласно приказу МОН РК от 20.08.2004 г. № 696.

Обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов. Для детей-инвалидов, обучающихся по коррекционной программе 1 или 2 типа, где учебный план начальной школы распределен на 1-9 классы, рекомендуется привлекать учителей начальных классов.

Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний де­тьми-инвалидами. Деятельность ребенка анализируется исходя из его психо­физического и физического состояния.

Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием и являетсяне ­ обходимым материалом для последующей работы учителя: составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц и т. д. (приложение 2).

Дневник наблюдения за развитием на детей, обучающихся временно, не ведется.

В классный журнал текущие и четвертные оценки детям-инвалидам, обуча­ющимся по общеобразовательной программе и программе ЗПР, выставляются в конце каждой четверти. Детям, обучающимся по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа, в классном журнале выставляются только четвертные оценки.

Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает его с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендован­ной программой обучения утверждается в общем порядке.

Администрация школы осуществляет контроль за своевременнымпроведением занятий, выполнением учебных программ и методикой индивидуально­го обучения. Данный вопрос рассматривается 2 раза в год (октябрь, февраль)на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс (приложение 4).

По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому (приложение 5).

Содержание учебного плана

1. Согласно приказу МОН РК от 26.11.2004 г. № 974 обучение детей-инвалидов (инвалидность должна быть подтверждена справкой МСЭ) организует­ся по следующему учебному плану:

. № Наименование дисциплин Количество часов в неделю по классам  
начальная ступень основная ступень старшая ступень  
                         
                             
  Язык и литература                     4    
  Иностранный язык               0,5          
  Математика и информатика                        
  История             0,5 0,5        
  География           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Биология           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Химия               0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Физика             0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5
  Коррекционные занятия (при необходимости)                        
Итого:                        
                                                     

 

Примечание: при необходимости часы можно перераспределять.

 

2. В случаях краткосрочного (до 6 месяцев) обучения больных детей (не инвалидов) на дому часы распределять по следующему учебному плану (со­гласно Письму МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889):

 

Наименование дисциплин Количество часов по классам
                    11
  Язык и литература 2 2,5 2,5     1,5   1.5 1.5 1,5 1.5
  Математика 2 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1,5 1.5 1.5 1,5 1,5
  История, история Казахстана         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Человек и общество                     0,5
  Познание мира       0,5              
  География Казахстана           0.5 0,5 0,5 0,5 0,5  
  Биология         0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Химия               0,5 0,5 0,5 0,5
  Физика             0.5 0,5 0,5    
  Информатика                   0,5 0,5
  Иностранный язык         0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Итого:                      

Примечание

1. 0,5-часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу; 1,5 часовые занятия - одну неделю - 2 часа, вторую неделю - 1 час.

2. В целях развития индивидуальных способностей детей из общего количества недельных часов, а одной из дисциплин 1-7 классов можно выделить 0,5 часа в неделю на изучение программы по изобразительному искусству.

 

3. Для организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР», используется учебный план согласно прика­ зу МОН РК от 20.08.2004 г. № 696 (приложение 1, таблица 18):

 

 

    Количество часов в неделю по классам
Наименование дисциплин начальная ступень основная ступень старшая ступень
                  8        
  Язык и литература                        
2 Иностранный язык               0,5        
  Математика и информатика                        
  История             0,5 0,5        
  География           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Биология           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Химия               0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Физика             0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Коррекционные занятия{при необходимости)                        
Итого:                        

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют следующие нормативные документы:

1. Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, разработанное ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» от 04.01.2012 г. № 01-213.

2. Приказ министра образования и науки РК «Правила организации учебно­го процесса по дистанционным образовательным технологиям» от 13.04.2010 г. № 169 (с изменениями и дополнениями от 05.04.2011 г.).

Основные направления деятельности организации образования по ди­станционному обучению детей-инвалидов:

- осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов;

- обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непо­средственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее - учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обес­печить освоение и реализацию образовательной программы, и другим элек­тронным образовательным ресурсам;

- организация образовательного процесса;

- организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, роди­телям (законным представителям) обучающихся;

- ведение учета детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанци­онных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистан­ционного обучения;

- осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

Целевую группу обучающихся по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ) составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, и не имеют медицин­ских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает и детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специальной (коррекционной) организации образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).

На начальной стадии реализации обучения на дому с использованием ДОТ представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интел­лектом, не имеющих сложных нарушений развития.

При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально.

Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе обучения, в том числе с учетом распределения детей по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей организа­ций образования.

Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизичес­кого развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области мето­дик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.

Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвали­дов с использованием дистанционных образовательных технологий целесооб­разно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повыше­ния квалификации по указанной тематике.

Необходимо организовать на системной основе консультативно-ме­тодическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

Дистанционное обучение должно осуществляться непосредственно органи­зацией образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате и работающими в школе по основному месту работы или по совмес­тительству.

При этом необходимо обеспечивать методическое сопровождение деятель­ности организации образования по дистанционному обучению детей-инвали­дов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и консуль­тативно-методическую помощь в дистанционном режиме.

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключе­ние мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптиро­ванными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных матери­алов.

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в про­цессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность опе­ративного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, свя­занным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправ­ного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в организации образования, так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в организации образо­вания, поэтому учитель получает возможность более гибко и эффективно пла­нировать и осуществлять учебный процесс.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями «или законными пред­ставителями).

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьиро­ваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивиду­альных возможностей и состояния здоровья детей.

При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество ча­сов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных обра­зовательных технологий значительно расширяет возможности получения де­тьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить обу­чающимся освоение основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистан­ционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государствен­ным образовательным стандартам.

 

Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» за 2012 год


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.