XI. Сведения об административном и судебном оспаривании решений, действий (бездействий) органов надзорной деятельности и его должностных лиц — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

XI. Сведения об административном и судебном оспаривании решений, действий (бездействий) органов надзорной деятельности и его должностных лиц

2017-10-07 194
XI. Сведения об административном и судебном оспаривании решений, действий (бездействий) органов надзорной деятельности и его должностных лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1 полугодии 2017 года постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные государственными инспекторами по пожарному надзору, в судебном порядке не обжаловались.

В управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления поступило 3 протеста прокуратуры на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных сотрудниками территориальных отделов надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

По результатам рассмотрения протестов прокуратуры, заместителем Главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по пожарному надзору принято решение об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица.

XII. Анализ работы с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда, охраняемым законом ценностям

В 1 полугодии 2017 года в адрес Главного управления поступило 43 обращения граждан о нарушениях требований пожарной безопасности на поднадзорных объектах.

По согласованию с органами прокуратуры было проведено 8 внеплановых проверок по поступившей информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, по результатам которых вручены предписания, лица, совершившие правонарушения, привлечены к административной ответственности.

В рамках рассмотрения обращений граждан, а также по заявлениям юридических лиц органами надзорной деятельности проведено 35 мероприятий по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами, по результатам которых внесено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

 

XIII. Типовые и наиболее массовые нарушения требований пожарной безопасности

1. Несоблюдение порядка и периодичности проведения противопожарных инструктажей и обучения по программам пожарно-технического минимума.

Как правило, такие нарушения требований пожарной безопасности выражаются в следующих действиях (бездействии):

- не проведение инструктажей при приёме на работу новых специалистов;

- не проведение повторных инструктажей с сотрудниками (специалистами) организации, отсутствовавшими в период его проведения по какой – либо причине (отпуск, командировка, больничный и т.д.);

- проведение инструктажей о мерах пожарной безопасности по специальным программам, не согласованным в установленном порядке с органами федерального государственного пожарного надзора;

- отсутствие специальных программ обучения, согласованных в установленном порядке с органами федерального государственного пожарного надзора;

- не прохождение обучения по программам пожарно-технического минимума руководителями и другими категориями должностных лиц, которым такое обучение требуется в соответствии с нормативными правовыми актами;

- отсутствие перечня контрольных вопросов, утверждённого руководителем, а также комиссии по проверки знаний в области пожарной безопасности.

2. Отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности либо её несоответствие установленным требованиям.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- разработка инструкции о мерах пожарной безопасности без учёта специфики и особенностей своей организации (материал скопирован с Интернет- ресурсов);

- отсутствие в разработанной инструкции сведений о лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, осуществление общего руководства по тушению пожара, встречу подразделений пожарной охраны и прочее;

- отсутствие в инструкции некоторых разделов, например, устанавливающих порядок содержания территории, зданий, сооружений, порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы, обязанности и действия работников при пожаре и прочее.

3. Несоблюдение требований к огнезащитной обработке (пропитке) состояния огнезащитной обработки (пропитки) материалов, изделий и конструкций.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- нарушение сроков и периодичности выполнения работ по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) материалов, изделий и конструкций;

- не проведение повторной обработки (пропитки) материалов, изделий и конструкций при потере свойств огнезащитными составами;

- не соблюдение порядка проведения проверки огнезащитной обработки (пропитки) материалов, изделий и конструкций;

- отсутствие протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

4. Эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, обертывание их горючими материалами.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- отсутствие колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника;

- обертывание электроламп и светильников бумагой, тканью и другими горючими материалами.

5. Нарушения, связанные с отсутствием, неправильностью монтажа и неработоспособностью систем автоматической пожарной сигнализации, а также несвоевременностью её обслуживания.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- отсутствие актов проверки работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации, которая должна проводиться с периодичностью не реже 1 раз в квартал;

- отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации в отдельных помещениях;

- неработоспособность автоматической установки пожарной сигнализации либо её отдельных элементов.

6. Нарушения, связанные с изменением объемно-планировочных решений, в том числе уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, а также ограничение доступа к первичным средствам пожаротушения и пожарным кранам.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- изменение функционального назначение помещений, которые в свою очередь, после ввода в эксплуатацию объекта, не предназначались для того или иного класса пожарной опасности;

- незнание должностными лицами учреждений требований, предъявляемых к противопожарным преградам и их элементам.

7. Нарушение требований, предъявляемым к эвакуационным путям и выходам.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- несоответствие геометрических параметров эвакуационных путей и выходов установленным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (ширина, длина, и т.п.), а также количества эвакуационных выходов;

- закрытие на замок дверей эвакуационных выходов;

- отсутствие устройств для самозакрывания дверей лестничных клеток;

- хранение на путях эвакуации и под лестничными маршами предметов, оборудования и т.п.

8. Нарушение требований, предъявляемых к размещению знаков пожарной безопасности и планов эвакуации.

Как правило, такие нарушения выражаются в следующих действиях (бездействии):

- отсутствие знаков пожарной безопасности и планов эвакуации на объекте защиты;

- не правильное размещение знаков пожарной безопасности и планов эвакуации на объекте защиты;

- использование знаков пожарной безопасности не отвечающего требованиям норм пожарной безопасности.

V. Причины возникновения типовых и массовых нарушений установленных требований пожарной безопасности

1. Несоблюдение порядка и периодичности проведения противопожарных инструктажей и обучения по программам пожарно-технического минимума.

Информация о содержании данного обязательного требования содержится в открытом доступе (текст Правил противопожарного режима в Российской Федерации в актуальной редакции доступен в онлайн-версиях информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант-плюс» и пр.).

Из объяснений руководителей (собственников) объектов защиты, в том числе даваемых при производстве по делам об административных правонарушениях, основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие в штате организации отдела (специалиста) в области обеспечения пожарной безопасности;

- высокая загруженность работника, на которого, помимо выполнения основных служебных обязанностей, возложено исполнение дополнительных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на объекте.

Отдельно следует отметить, что в ряде случаев руководителями (собственниками) объектов защиты не придаётся должного значения вопросам обучения своих работников мерам пожарной безопасности, либо такое обучение осуществляется формально (посредством механического проставления подписей в журнале учёта инструктажей), из-за нежелания руководителя отрывать работников от производственного (рабочего) процесса.

2. Отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности либо её несоответствие установленным требованиям.

Информация о содержании данного обязательного требования содержится в открытом доступе (текст Правил противопожарного режима в Российской Федерации в актуальной редакции доступен в онлайн-версиях информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант-плюс» и пр.).

Из объяснений руководителей (собственников) объектов защиты, в том числе даваемых при производстве по делам об административных правонарушениях, основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие в штате организации отдела (специалиста) в области обеспечения пожарной безопасности;

- высокая загруженность работника, на которого, помимо выполнения основных служебных обязанностей, возложено исполнение дополнительных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на объекте.

- незнание ответственным лицом требований противопожарного режима, предъявляемым к порядку разработки инструкции.

Отдельно следует отметить, что в ряде случаев руководителями (собственниками) объектов защиты не придаётся должного значения вопросам разработки инструкции о мерах пожарной безопасности, ввиду отсутствия, по их мнению, причинно-следственной связи несоблюдения данного требования пожарной безопасности с риском причинения вреда.

3. Несоблюдение требований к огнезащитной обработке (пропитке) состояния огнезащитной обработки (пропитки) материалов, изделий и конструкций.

Информация о содержании данного обязательного требования содержится в открытом доступе (тексты Правил противопожарного режима в Российской Федерации в актуальной редакции, ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний» доступны в онлайн-версиях информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант-плюс» и пр.).

Из объяснений руководителей (собственников) объектов защиты, в том числе даваемых при производстве по делам об административных правонарушениях, основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности;

- утрата документации завода-изготовителя, необходимой для установления периодичности повторного проведения огнезащитной обработки (пропитки), что само по себе свидетельствует о незнании Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

- незнание требований нормативных правовых актов, указывающих на необходимость проведения проверки огнезащитной обработки (пропитки), а также нормативных документов, регламентирующих порядок её проверки.

4. Эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, обертывание их горючими материалами.

Информация о содержании данного обязательного требования содержится в открытом доступе (текст Правил противопожарного режима в Российской Федерации в актуальной редакции доступен в онлайн-версиях информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант-плюс» и пр.).

Из объяснений руководителей (собственников) объектов защиты, в том числе даваемых при производстве по делам об административных правонарушениях, основной причиной возникновения данного нарушения является устоявшееся мнение о его незначительности, а также сомнение в вероятности возникновения пожара вследствие его совершения.

Кроме того, причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие запасных деталей на установленные осветительные приборы, в частности, колпаки, крышки на светильники и т.д., при том, что входящие в комплектацию колпаки (крышки) получили механические повреждения (разбились и т.д.);

- недостаточное освещение конкретного помещения имеющимися светильниками и, как следствие, либо применение более мощных ламп, не позволяющих установить колпаки (рассеиватели) из-за больших габаритов лампы, либо просто снятие колпака для обеспечения более яркого освещения помещения;

- украшение помещений при подготовке к празднованию мероприятий (например, Новый год и т.д.) различными, в большинстве случаев сгораемыми материалами (бумага, мишура, вата и пр.), что само по себе говорит о незнании Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

5. Нарушения, связанные с отсутствием, неправильностью монтажа и неработоспособностью систем автоматической пожарной сигнализации, а также несвоевременностью её обслуживания.

Информация о содержании данного обязательного требования содержится в открытом доступе (тексты Правил противопожарного режима в Российской Федерации в актуальной редакции доступны в онлайн-версиях информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант-плюс» и пр.).

Из объяснений руководителей (собственников) объектов защиты, в том числе даваемых при производстве по делам об административных правонарушениях, основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие финансовых средств на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, что приводит к выходу её из строя;

- проведение ремонтных работ, связанных с изменением объемно-планировочных решений здания, с демонтажем отдельных элементов системы либо ограничением их действия;

- незнание требований пожарной безопасности, предъявляемых к монтажу, ремонту и обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации.

6. Нарушения, связанные с изменением объемно-планировочных решений, в том числе уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, а также ограничение доступа к первичным средствам пожаротушения и пожарным кранам.

Из пояснений нарушителей, в том числе излагаемых ими при производстве по делам об административных правонарушениях, основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие в штате организации специально выделенного специалиста в области обеспечения пожарной безопасности;

- высокая загруженность работника, на которого, помимо выполнения основных служебных обязанностей, возложено исполнение дополнительных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на объекте.

7. Нарушение требований, предъявляемым к эвакуационным путям и выходам.

В качестве основных причин таких нарушений, руководители объектов указывают на:

- расположение учреждений (организаций) в приспособленных зданиях;

- невозможность устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности из-за конструктивных особенностей здания;

- отсутствие складских и подсобных помещений;

- защита имущества от внешних посягательств;

- отсутствие складских и подсобных помещений.

8. Нарушение требований, предъявляемых к размещению знаков пожарной безопасности и планов эвакуации.

В качестве основных причин таких нарушений, руководители объектов указывают на:

- незнание должностными лицами требований пожарной безопасности касающихся знаков пожарной безопасности и планов эвакуации;

- отсутствие в штате организации работника, ответственного за пожарную безопасность;

- отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителя организации.

VI. Руководство по соблюдению обязательных требований.

1. Порядок и периодичность проведения противопожарных инструктажей и обучения по программам пожарно-технического минимума.

В соответствии п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Данным документом являются Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждённые приказом МЧС России от 12 декабря 2007 № 645.

В целях построения и организации методов и форм обучения работников собственной организации, руководителю объекта необходимо знать следующее.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы федерального государственного пожарного надзора.

Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и обучение по программам пожарно-технического минимума.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, с целью доведения основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

При проведении противопожарного инструктажа в обязательном порядке учитывается специфика деятельности организации.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

1. Правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

2. Требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов.

3. Мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ.

4. Правилами применения открытого огня и проведения огневых работ.

5. Обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации:

со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

с сезонными работниками;

с командированными в организацию работниками;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.

Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Первичный противопожарный инструктаж осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации и проводится непосредственно на рабочем месте:

со всеми вновь принятыми на работу;

с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу;

с командированными в организацию работниками;

с сезонными работниками;

со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером):

при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

при проведении экскурсий в организации;

при организации массовых мероприятий с обучающимися;

при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т.п.), с числом участников более 50 человек.

Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Форма журнала учёта инструктажей приведена в приложении №1 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждённых приказом МЧС России от 12 декабря 2007 №645.

Далее предлагаю детально разобраться в особенностях обучения по программам пожарно-технического минимума и ознакомиться с критериями отбора лиц, необходимым для прохождения обучения.

Итак, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Работники организаций, имеющие квалификацию инженера (техника) пожарной безопасности, а также работники федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и его структурных подразделений, преподаватели образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины «пожарная безопасность», имеющие стаж непрерывной работы в области пожарной безопасности не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу (службу) могут не проходить обучение пожарно-техническому минимуму.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства, рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Подводя итоги, необходимо отметить, что ресурсы, затраченные на обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, не сравнятся с последствиями возможного возникновения пожара, гибели и травматизма людей, причинения материального ущерба имуществу третьих лиц.

Наличие нарушений требований пожарной безопасности также является одним из условий пересмотра решения об отнесении объекта защита к более высокой категории риска, что в свою очередь влияет на периодичность проведения проверок такого объекта защиты.

Нарушения требований пожарной безопасности классифицируются по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Разработка инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с установленными требованиями.

Организацию работы по предотвращению пожаров на объекте защиты необходимо начинать с обучения работников мерам пожарной безопасности. Одним из методов обучения является инструктаж о мерах пожарной безопасности. При проведении инструктажа работника организации ознакамливают, в том числе, с приказами по соблюдению противопожарного режима, с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII вышеназванных Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Согласно требованиям, Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автомати<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.