Понятие об анатомии и физиологии человека. Краткая история развития анатомии и физиологии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие об анатомии и физиологии человека. Краткая история развития анатомии и физиологии.

2017-10-07 2123
Понятие об анатомии и физиологии человека. Краткая история развития анатомии и физиологии. 4.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

СОдержание

 

Анатомия и физиология………………………………………………………………………………………………

Введение……………………………………………………………………………………………………………

Костная система………………………………………………………………………………………………

Мышечная система ………………………………………………………………………………………….

Нервная система………………………………………………………………………………………………

Система органов чувств…………………………………………………………………………………...

Кровеносная или сердечно-сосудистая система……………………………………………..

Дыхательная система………………………………………………………………………………………

Мочеполовая система………………………………………………………………………………………

Эндокринная система………………………………………………………………………………………

Пищеварительная система………………………………………………………………………………

Акушерство и гинекология………………………………………………………………………………………

Анатомия и физиология: мужская и женская репродуктивные системы……..

Менструальный цикл……………………………………………………………………………………..

Беременность…………………………………………………………………………………………………

Пренатальная жизнь……………………………………………………………………………………...

Внутриутробное развитие……………………………………………………………………………..

Роды и рождение……………………………………………………………………………………………

Послеродовый период и Симбиотическая жизнь…………………………………………

Специфические вопросы беременности……………………………………………………….

Множественные беременности.…………………………………………………………

Патологии беременности…………………………………………………………………….

Подготовка к родам. Как ребенок готовится к рождению…………………

Питание…………………………………………………………………………………………………………………….

Анатомия и физиология пищеварительной системы…………………………………

Процесс питания…………………………………………………………………………………………

Питательные вещества / Типы продуктов…………………………………………………

Грудное вскармливание…………………………………………………………………………...

Введение……………………………………………………………………………………………..

Анатомия и физиология грудного вскармливания…………………………….

Специальная еда для ребенка…………………………………………………………….

Техника грудного вскармливания………………………………………………………

Механизм сосания………………………………………………………………………………………….

Метод смешанного вскармливания………………………………………………………………

Искусственное вскармливание………………………………………………………………………

Разница в фекалиях в зависимости от типа молока………………………………………

Процесс отлучения от груди…………………………………………………………………………..

Рецепты для введения прикорма…………………………………………………………………..

Гигиена……………………………………………………………………………………………………………………..

Введение……………………………………………………………………………………………………...

Пренатальная гигиена………………………………………………………………………………….

Иммунитет…………………………………………………………………………………………………….

Группы крови………………………………………………………………………………………

Резус-фактор……………………………………………………………………………………….

Микробиология: Микробы, вирусы и фаги.....………………………………………………

Инфекционные болезни………………………………………………………………………………..

Новорожденные…………………………………………………………………………………………….

Характеристики доношенных, недоношенных и переношенных……

Оценка новорожденных……………………………………………………………………

Физиологические особенности новорожденных……………………………

Состояния сознания…………………………………………………………………………

Самые распространенные проблемы первого года жизни………………………

Оказание первой помощи ребенку……………………………………………………………

Алкогольный синдром плода………………………………………………………………………

Детская смертность………………………………………………………………………………………

Появление зубов……..……………………………………………………………………………………

 

 

Анатомия и физиология.

Введение.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

К концу 2-го года жизни:

· прорезываются все молочные зубы и соответственно изменяются процессы пищеварения;

· происходит более энергичный рост тела, развитие внутренних органов и двигательного аппарата. Ребёнок бегает, сохраняя устойчивое положение, танцует, но его движения при этом всё ещё сохраняют какой-то штампованный, однообразный характер.

· Условные рефлексы образуются быстро, но отличаются большой неустойчивостью и непрочностью, сохраняя эту особенность вплоть до 5-летнего возраста.

· Развитие рецепторной стороны речи в этом возрасте заметно опережает развитие её активной стороны: ребёнок свободно понимает обращённые к нему слова, но ещё неправильно их произносит. Развитие речи в этом возрасте накладывает свой отпечаток на условно-рефлекторные процессы: вновь образующиеся условные рефлексы всегда "озвучиваются речью" (Н. И. Красногорский).

В течение 2 - 3-го года жизни:

· интенсивно увеличивается запас слов ребёнка. На 3-м году жизни он, как правило, овладевает грамматич. строем языка, умеет правильно употреблять падежные и глагольные формы. Овладение речью в этом возрасте кладёт начало длительному развитию интегрирующей функции коры. Слова уже в начальный период овладения ими являются в большей или меньшей степени обобщающими раздражителями, т. е. становятся второсигнальными раздражителями.

· Ребенок обозначает словами не отдельные предметы, а их классы (стол вообще, человек вообще).

Костная система.

Общая характеристика.

Одной из главных функций человека является движение его в пространстве. Движение — это основная приспособительная реакция организма к окружающей его среде. Эту функцию у млекопитающих (и человека) выполняет опорно-двигательный аппарат. Движение осуществляется при участии костей, выполняющих функции рычагов; скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат.

Опорно-двигательный аппарат состоит из двух частей: пассивной и активной.

· Пассивная: кости, соединенные между собой;

· Активная: мышцы, при сокращении которых изменяется положение тела в пространстве.

Функции костной системы:

1) защитная (кости черепа защищают головной мозг, грудная клетка - легкие и сердце, кости таза - репродуктивные органы;

2) опорная (поддерживает постоянную форму тела, создает опору внутренним органам);

3) двигательная (кости образуют систему рычагов, которые приводятся в движение мышцами, прикрепленными к ним);

4) метаболическая (участвуют в обмене минеральных солей);

5) кроветворная (красный костный мозг - орган кроветворения).

У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функций делятся на:

· трубчатые (кости конечностей);

· губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции - ребра, грудина, позвонки и др.);

· плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей);

· смешанные (основание черепа).

Учение о костях и их соединениях – остеоартрология.

Общая анатомия скелета.

Скелет (от греч. sceleton — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине. В скелете человека различают кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей.

Кости скелета соединены друг с другом при помощи различного вида соединений и выполняют функции опоры, передвижения, защиты, депо различных солей. Костный скелет называют также твердым, жестким скелетом.

Опорная функция скелета состоит в том, что кости вместе с их соединениями составляют опору всего тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы. Мягкие ткани в виде связок, фасций, капсул и стромы органов называют мягким скелетом, так как они также выполняют механические функции (прикрепляют органы к твердому скелету, поддерживают строму органов, защищают их). Функции опоры и передвижения скелета сочетаются с рессорной функцией суставных хрящей и других конструкций (сводов стопы), смягчающих толчки и сотрясения.

Защитная функция выражается в образовании костных вместилищ для жизненно важных органов: череп защищает головной мозг, позвоночный столб защищает спинной мозг, грудная клетка защищает сердце, легкие и крупные кровеносные сосуды, В полости таза располагаются органы размножения. Внутри костей находится костный мозг, дающий начало клеткам крови и иммунной системы.

Функция опоры и движения возможна благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов, подвижно соединенных друг с другом и приводимых в движение мышцами, управляемых нервной системой. Кроме того, кости определяют направление хода сосудов, нервов, а также форму тела и его размеры.

Кости являются депо для солей фосфора, кальция, железа, магния, меди и других соединений, сохраняют постоянство минерального состава внутренней среды организма.

В состав скелета входит 206 костей (85 парных и 36 непарных). Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

 

 

 

 

 

 


Скелет головы

Скелет туловища

 

 

 


Скелет верхних конечностей.


Скелет нижних конечностей.


Строение костей.

Каждая кость как орган состоит из всех видов тканей, однако главное место занимает костная ткань, являющаяся разновидностью соединительной ткани.

Химический состав костей сложный. Кость состоит из органических и неорганических веществ.

Неорганические вещества составляют 65—70% сухой массы кости и представлены главным образом солями фосфора и кальция.

Органические вещества, получившие название оссеин, составляют 30—35% сухой массы кости. Это костные клетки, коллагеновые волокна. Эластичность, упругость кости зависит от ее органических веществ, а твердость — от минеральных солей.

Кость состоит из плотного компактного и губчатого вещества, надкостницы, костного мозга и гаверсовой системы (костного мозга).

· Губчатое вещество представляет собой сеть из тонких анастомозированных костных элементов — трабекул. Трабекулы ориентированы в тех направлениях, в которых кости повышают свою устойчивость к нагрузкам и сжатию при минимальной массе. Губчатая кость находится и в эпифизах трубчатых длинных костей и коротких (позвонки, кости запястья и предплюсны). Она свойственна также зародышам и растущим организмам.

· Костный мозг – мягкая ткань внутренней полости кости, она находится между перегородками губчатого вещества. Костный мозг – это важный орган кроветворения, а также иммунопоэза, в результате которого образуются новые клетки иммунной системы. Его масса у взрослого человека составляет в среднем 2,5 кг. У детей до трех лет все кости заполнены красным костным мозгом. Начиная с 4 лет, красный мозг постепенно перерождается в желтый (жировой) костный мозг. Полностью желтый мозг вытесняет красный в теле трубчатых костей и частично на 50% в плоских и губчатых костях к 25 годам. Несмотря на то, что красный костный мозг территориально в организме человека разобщен – функционально он имеет единую связь, как орган, за счет регуляторного механизма и миграции клеток. Основная функция мозга – кроветворение, которая заключается в образовании, созревании и вымывании форменных элементов крови в кровяное русло. Другими словами, красный костный мозг – это фабрика, производящая из стволовых клеток элементов крови. В среднем, процесс кроветворения занимает от 3 до 7 дней. Кроме того, мозг принимает участие:

- В иммунобиологических процессах;

- В костеобразовании;

- В обмене белков, жиров, углеводов и минералов;

- В выработке белковых тел, синтезе холестерина и аскорбиновой кислоты;

 

- В метаболизме железа;
- В формировании депо крови.

· Сверху кость покрыта надкостницей — это тонкая плотная соединительная пластинка, богатая кровеносными и лимфатическими сосудами и нервами. Надкостница имеет наружный и внутренний слои. Наружный слой надкостницы волокнистый, внутренний — ростковый (костеобразующий). Внутренний слой присоединяется непосредственно к костной ткани и формирует молодые клетки (остеобласты), которые располагаются на поверхности кости. Таким образом, в результате костеобразующих свойств надкостницы кость растет в толщину. С костью надкостница плотно срастается при помощи проникающих волокон, которые глубоко входят внутрь кости.

· В состав кости входит органическое вещество — остеин, придающий ей эластичность и упругость; твердость кость приобретает благодаря накоплению в ней минеральных веществ (кальция, фосфора). В костях детей больше органических веществ, поэтому они очень упруги, поддаются искривлению и менее ломки. У взрослого человека на 2/3 минеральных веществ приходится 1/3 органических, поэтому к старости кости становятся хрупкими и чаще подвержены переломам.

 

Рис. 1

 

 

Внутриутробный период.

· На 5-й неделе беременности визуализируются первые признаки скелета — позвоночная дуга.

· В начале второго месяца у зародыша четко обозначаются будущие конечности и головка. С пятой по девятую неделю беременности закладываются хрящевые основы трубчатых костей плода (конечностей, плечевого пояса), позвоночника, тазового пояса. Конечности увеличиваются в длину, приобретают правильные контуры, хрящи принимают форму будущих костей. Развиваются бедренные, коленные и локтевые суставы. Постепенно хрящи начинают превращаться в кости.

· У девятинедельного плода сформированы все части тела. На ручках и ножках обозначены крохотные пальчики, на головке появляются глаза, уши, нос, челюстные кости, рот. Размер плода достигает 4,5 см.

· В начале четвертого месяца плод способен двигать руками и ногами. Конечности и суставы активно развиваются, кости увеличиваются в длине, на пальчиках образуются ногти. К концу второго триместра (28-я неделя) плод жизнеспособен, мать хорошо чувствует его движения.

· На третьем триместре головка перестает быть непропорционально большой, тело полностью сформировано. Многие кости ещё мягкие — они гораздо менее плотные, чем у взрослого человека. Это нужно для того, чтобы ребенок смог благополучно родиться. Исключение составляют кости черепа и ключиц, которые имеют высокую плотность уже на момент рождения.

· Чтобы головка могла пройти по родовым путям матери, кости свода черепа соединяются не прочно, а с помощью соединительной ткани, позволяющей им сдвигаться во время рождения. По размеру родничков и швов черепа можно судить о зрелости плода.

Этапы формирования скелета.

Скелет младенца.

1) В 2-3 месяца формируется шейный лордоз – прогиб, поэтому ребенок начинает удерживать головку.

2) В 6-7 месяцев формируется 2-ой изгиб позвоночника – грудной кифоз,

3) В 10-12 месяцев формируется 3-ий изгиб позвоночника – поясничный лордоз.

4) Примерно к 3 годам формируется крестцовый кифоз.

Грудная клетка малыша представляет собой конус, его ребра мягкие, активно растут реберные мышцы, дыхательные движения слабые, ребенок дышит через диафрагму, с этим связано большое количество ЛОР заболеваний. Ребра эластичные до 12 лет. С ростом у ребенка меняется объем легких, чем больше ребенок двигается, тем больше кислорода он потребляет, и тем лучше развиваются легкие.



Зарастание родничка.

· Роднички представляют собой остатки перепончатого скелета, позволяющие при родах «сжимать» черепной свод, что облегчает прохождение новорождённого по родовым путям. В процессе окостенения черепа большой родничок обычно полностью закрывается к 12—24 месяцам. Клиновидный и задний роднички закрываются в течение нескольких месяцев после рождения. После закрытия родничков на черепном своде образуются швы.

· Череп новорождённого состоит из пяти основных костей: пары лобных, пары теменных и одной затылочной. Эти кости соединены фиброзными швами, позволяющими костям двигаться друг относительно друга, что облегчает процессы родов и роста головного мозга. У человека различают передний (большой) родничок, задний (малый) родничок и два типа боковых родничков: клиновидный родничок и сосцевидный родничок.

Задний родничок находится в месте соединения пары теменных костей с затылочной костью. Этот родничок обычно закрывается в течение одного-двух месяцев после родов в процессе оссификации соединительнотканной мембраны: соединительная ткань превращается в костную.

Самый крупный, передний родничок находится в месте соединения лобных и теменных костей. Он закрывается лишь к двум годам, однако в случае некоторых заболеваний, например ключично-черепного дизостоза, родничок закрывается поздно или вообще не закрывается.

Боковые роднички располагаются на каждой из сторон головы, клиновидный родничок — немного спереди (между клиновидной, теменной, височной и лобной костями), а сосцевидный родничок — немного сзади (между височной, теменной и затылочной костями).

Закрытие родничка.

Задний — в течение 1—2 месяцев после родов,

Клиновидный — после рождения

Сосцевидный — в течение 6—18 месяцев,

Передний — в течение 9—18 месяцев.

 

 


[1] Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма. М. 2002. С. 3
URL: http://ashipunov.info/shipunov/school/books/sapin2002_anatomiya_fiziol.pdf (Дата обращения 09.05.2017)

[2] Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М. 2003. С.17

[3] «Формирование представлений о физиологии и анатомии..» см. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования М.2011. С.5-15.

 

[4] См.: Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., «Советская Энциклопедия», 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

СОдержание

 

Анатомия и физиология………………………………………………………………………………………………

Введение……………………………………………………………………………………………………………

Костная система………………………………………………………………………………………………

Мышечная система ………………………………………………………………………………………….

Нервная система………………………………………………………………………………………………

Система органов чувств…………………………………………………………………………………...

Кровеносная или сердечно-сосудистая система……………………………………………..

Дыхательная система………………………………………………………………………………………

Мочеполовая система………………………………………………………………………………………

Эндокринная система………………………………………………………………………………………

Пищеварительная система………………………………………………………………………………

Акушерство и гинекология………………………………………………………………………………………

Анатомия и физиология: мужская и женская репродуктивные системы……..

Менструальный цикл……………………………………………………………………………………..

Беременность…………………………………………………………………………………………………

Пренатальная жизнь……………………………………………………………………………………...

Внутриутробное развитие……………………………………………………………………………..

Роды и рождение……………………………………………………………………………………………

Послеродовый период и Симбиотическая жизнь…………………………………………

Специфические вопросы беременности……………………………………………………….

Множественные беременности.…………………………………………………………

Патологии беременности…………………………………………………………………….

Подготовка к родам. Как ребенок готовится к рождению…………………

Питание…………………………………………………………………………………………………………………….

Анатомия и физиология пищеварительной системы…………………………………

Процесс питания…………………………………………………………………………………………

Питательные вещества / Типы продуктов…………………………………………………

Грудное вскармливание…………………………………………………………………………...

Введение……………………………………………………………………………………………..

Анатомия и физиология грудного вскармливания…………………………….

Специальная еда для ребенка…………………………………………………………….

Техника грудного вскармливания………………………………………………………

Механизм сосания………………………………………………………………………………………….

Метод смешанного вскармливания………………………………………………………………

Искусственное вскармливание………………………………………………………………………

Разница в фекалиях в зависимости от типа молока………………………………………

Процесс отлучения от груди…………………………………………………………………………..

Рецепты для введения прикорма…………………………………………………………………..

Гигиена……………………………………………………………………………………………………………………..

Введение……………………………………………………………………………………………………...

Пренатальная гигиена………………………………………………………………………………….

Иммунитет…………………………………………………………………………………………………….

Группы крови………………………………………………………………………………………

Резус-фактор……………………………………………………………………………………….

Микробиология: Микробы, вирусы и фаги.....………………………………………………

Инфекционные болезни………………………………………………………………………………..

Новорожденные…………………………………………………………………………………………….

Характеристики доношенных, недоношенных и переношенных……

Оценка новорожденных……………………………………………………………………

Физиологические особенности новорожденных……………………………

Состояния сознания…………………………………………………………………………

Самые распространенные проблемы первого года жизни………………………

Оказание первой помощи ребенку……………………………………………………………

Алкогольный синдром плода………………………………………………………………………

Детская смертность………………………………………………………………………………………

Появление зубов……..……………………………………………………………………………………

 

 

Анатомия и физиология.

Введение.

Понятие об анатомии и физиологии человека. Краткая история развития анатомии и физиологии.

Человеческий организм представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Для того, чтобы понять как она функционирует и взаимодействует с окружающим миром необходимо изучать ее от простого к сложному – от органов и систем органов к целостному организму. Изучением строения и функционирования организма человека занимаются две медико-биологические науки – анатомия и физиология. Обобщив материал анатомии и физиологии органов, мы можем составить целостное представление о работе организма человека и его взаимодействии с окружающей средой.

В парадигме рассмотрения феноменов младенчества и раннего детства данный раздел представляется одним из наиболее важных, поскольку в возрасте от 0 до 36 месяцев организм ребенка совершает огромный скачок в развитии, темпы и объем которого никогда больше не будут повторены в жизни человека. Также, зная и понимая специфику развития организма и его внутренних систем на данном этапе жизни (0-36 мес.), мы можем создать для ребенка наиболее подходящие физические, гигиенические и психологические условия его естественного и полноценного развития с одной стороны, и избежать ограничивающих и препятствующих условий с другой. Прежде чем приступить к рассмотрению строения и функционирования органов и систем органов человека в целом, и в возрасте от 0 до 36 месяцев, обратимся к специфике наук, которые их изучают.

Анатомия (от греч. anatome – расчленение, рассечение) – наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода до старческого возраста, изучает условия влияния на человека внешней среды[1].

Строение органов и систем органов человеческого организма определяется прежде всего генетическими факторами, передаваемыми по наследству от родителей. Существенно изменяется структура при функциональных нагрузках. Кроме того, нормальное строение организма определяется отсутствием воздействий вредных факторов окружающей внешней среды (механических — давления, вибрации, шума; физических — температуры, ионизирующего излучения; химических — различных химических соединений, алкоголя, наркотических веществ и т.д.).

Физиология (от греч. physis – природа и logos - учение) – наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и его отдельных частей: клеток, тканей, органов. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь м/д собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление процесса эволюции и индивидуального развития особи [2]. В общем смысле, физиология изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток, взаимосвязей, а анатомия строение этих органов и систем их взимосвязей.

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии человека восходят своими корнями к глубокой древности. Считается, что познавательная активность человека о строении и функционировании частей тела связана с расчленением убитых животных и сравнением строения органов у животных и раненного человека. Примером тому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.) на которых правильно показаны местоположения и форма некоторых внутренних органов животных (сердца, почек, желудка). В 4 – 2 м тысячелетии до н.э. Древний Египет, Вавилон и Палестина также имели некоторые представления о строении тела человека, однако более осознанное изучение строения тела человека относится к 5-4 вв. до н.э. по 2 в. н.э. и связано с историей Древней Греции и Рима.

В эпоху Древней Греции мы можем выделить таких мыслителей как Алкмеон Кротонский, Гиппократ (в том числе написал трактаты «О природе ребенка», «О строении зубов» и др.), Герофил (создал труд “ Anatomica”, считают создателем анатомии как науки) и других. Работы древнегреческих ученых стояли у истоков анатомических исследований, которые были довольно разрознены, содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении. В Древнем Риме наиболее выдающимся исследователем анатомии и физиологии был Клавдий Гален (130-200 гг. н.э.), оставивший после себя 16-ти томный труд «Об анатомии», который, однако был довольно неточным, т.к. в Древнем Риме было нельзя анатомировать трупы и он механистически переносил строение органов животных на строение органов человека.

Средневековая анатомия находилась под гнетом религии и инквизиции и потому существенных открытий в этом период сделано не было, практически все усилия были сосредоточены на комментировании трудов Гиппократа и Галена. В то же время на мусульманском Востоке наука развивалась более свободно – Ибн Сина или Авиценна - мусульманский ученый философ и врач написал свой главный труд «Канон врачебной науки», в котором он систематизировал и уточнил анатомическую информацию античных медиков с учетом достижения арабской медицины.

Во времена Эпохи Возрождения следует особо отметить Леонардо да Винчи и Андрея Везалия, которые анатомировали трупы людей, на основе чего создавали много анатомических рисунков костей, мышц, органов и пр., что во многом определило развитие анатомии в последующие столетия.

В середине 17в. центром анатомических исследований стала Голландия, в которой под руководством Ф. Рюйша (1638-1731) был организован анатомический музей.

На протяжении 17 -18 вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология[3].

С развитием и усложнением медицины и ее методов знания о строении организма человека, функциях систем организма только дополнялись и усложнялись, что наблюдается и на сегодняшнем этапе развития науки.

Вопросы непосредственно возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма.

В бывшем СССР особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др.

В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве.

 

1.2. Анатамо-физиологические особенности детей [4].

Анатамо-физиологические особенности детей – это возрастные особенности строения и функций организма в целом и его отдельных систем и органов. Необходимость знания этих особенностей продиктованы потребностью создания подходящих физических и психологических условий развития ребенка, среды, в которой он сможет чувствовать себя естественно и уверенно. Следует отметить, что реализация естественных физических и психических потребностей ребенка является обязательным условием успешной адаптации к миру, в котором он живет, на что неоднократно указывает Мария Монтессори. Поскольку адаптация является основной целью монтессори-образования, то мы не можем не учитывать анатомо-физиологическое строение ребенка. Возрастная периодизация физических и психических потребностей ребенка на протяжении процесса развития, описанная Марией Монтессори находит свое подтверждение в физиологии и анатомии развития. В книге 1936 г. «Дети-другие», Мария Монтессори отстаивает идею о том, что дети, рождаясь очень сильно отличаются от взрослого как на физическом, так и на психологическом уровне, поэтому нам необходимо относится и взаимодействовать с ними как с «маленькими взрослыми». Многие идеи Марии Монтессори находят свое подтверждение в современной науке, тоже самое касается и особенностей анатомо-физиологического развития детей. Итак, теперь рассмотрим таковые.

Наиболее наглядными показателями физического развития являются ежегодные изменения роста и веса тела ребёнка (см. табл. 1). Эти показатели свидетельствуют о том, что процесс физического развития детей протекает неравномерно, волнообразно: в одном возрасте наблюдается убыстрение роста (тело ребёнка вытягивается в длину), в другом, наоборот, заметно увеличивается вес тела при одновременном замедлении его роста (тело ребёнка делается полнее, округляется).

По этим показателям можно выделить следующие, периоды телесного развития детей:

1) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для которого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину;

2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса;

3) период второго округления (от 8 до 10 лет);

4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).

 

 

Табл.1

 

 

В процессе телесного развития значительные изменения претерпевают также пропорции тела ребёнка, постепенно приближающиеся к пропорциям, характерным для взрослого человека (см. рис.1). У ребёнка младенческого возраста очень большая голова по сравнению с длиной всего тела, короткие руки и ноги, относительно длинное туловище. С возрастом эти пропорции меняются. Так, у новорождённого высота головы составляет (в среднем) 1/4 часть всего тела, у 2-летнего ребёнка - 1/5, у 6-летнего - 1/6, у 12-летнего - 1/7, у 15-летнего - 2/15, у взрослого - 1/8 часть длины всего тела.

Костная ткань у детей отличается гибкостью, податливостью. У очень маленьких детей она легко деформируется. В первые годы жизни ребёнка его трубчатые кости претерпевают значительные изменения: постепенно утончается наружное компактное вещество и увеличивается внутренняя (губчатая) полость кости. Постоянное соотношение между губчатым и компактным веществами кости устанавливается к 7 годам, однако и после этого кости скелета оказываются очень гибкими и в своём развитии легко деформируются под воздействием внешних сил - неправильных статических. положений (напр., искривление позвоночника в результате неправильного положения школьника при сидении за партой), длительных односторонних мышечных напряжений (напр., неравномерное развитие плечевого пояса при ношении портфеля с книгами всегда в одной руке) и т.д. Чем младше ребёнок, тем большее место в его скелете занимают хрящевые прослойки. Полное окостенение скелета наступает лишь к 24 - 25 годам. Эти особенности костной системы важно учитывать при организации занятий по физическому воспитанию детей: их всестороннее физическое развитие может быть достигнуто лишь с помощью разнообразных упражнений, равномерно и без чрезмерной интенсивности воздействующих на все части скелета. Ранняя спортивная специализация (если при этом пренебрегают задачами гармонического развития скелета ребёнка) может принести вред нормальному физическому развитию школьника.

При рождении ребёнок имеет уже сформировавшуюся мускулатуру, однако мышцы новорождённого очень тонки, их белковый состав невелик, они ещё не способны к сильным, быстрым и длительным сокращениям. У ребёнка грудного возраста вес скелетных мышц состав


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.