Составные элементы процесса принятия управленческих решений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Составные элементы процесса принятия управленческих решений

2017-10-07 796
Составные элементы процесса принятия управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т. е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке крите­риев решения.

 

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

 

Обнаружение проблемы — то осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т. д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.

 

Оценка проблемы — это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.

 

2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

 

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т. е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.

 

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

 

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т. е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).

 

4. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

 

 

Методы принятия решений.

 

Все методы принятия решений можно объединить в три группы:

 

- неформальны (эвристические);

 

- коллективные;

 

- количественные.

 

Неформальные методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимального решения руководителем путем сравнения альтернатив на основе накопленного опыта, интуиции. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – этот метод не гарантирует от принятия неэффективного решения.

 

Коллективные методы. Основным моментом здесь является определение участников принятия решения. Чаще всего, это временный коллектив, в состав которого входят и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются: компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными: заседание, совещание, работа в комиссии, мозговой штурм (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

 

Метод Дельфы (получил название от греческого города Дельфа, прославившегося своим оракулом) – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или эксперт изменяет оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

 

Японская кольцевая система принятия решений «кингсе» состоит в том, на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

 

а) – принцип большинства голосов– решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

 

б) – принцип диктатора– за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

 

в) – принцип Курно– используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованиям индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

 

г) – принцип Парето– используется при принятии решения, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

 

д) – принцип Эджворта– используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять решение, не нанося ущерба коалициям.

 

Количественные методы. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор лучших решений путем обработки больших массивов информации, на основе экономико-математических методов.

 

Различают:

 

1. Линейное моделирование – используются линейные зависимости.Цель использования модели линейного программирования – оптимальное распределение дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей

 

2. Динамическое программирование– позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задачи.

 

Вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания.

 

Теорию массового обслуживания (теорию очередей) используют в случаях, когжда требуется удовлетворить спрос, который в какой-то части является нерегулярным. т.е. не поддается управлению и не может быть точно предсказан. Например, очередь грузовиков под разгрузку на склад, справочное 09.

 

Теория массового обслуживания представляет собой широкую совокупность различных средств и методов, основанных на ряде предположений:

 

- объем обслуживаемой группы (конечный или бесконечный);

 

- «терпеливы» ли элементы группы, требующие обслуживания;

 

- характер распределения времени ожидания и времени обслуживания (два наиболее общих предположения – постоянное время обслуживания или изменяющееся по экспоненциальному закону);

 

- характеристики поступления запросов на обслуживание, т.е. их временное распределение;

 

- число мест или приборов обслуживания.

 

Оптимальное решение задач такого класса дает возможность определить мощность оборудования, которое необходимо добавить к оборудованию, обеспечивающему обслуживание заявок со средней скоростью их поступления, чтобы минимизировать стоимость установки дополнительного оборудования и стоимость ожидания обслуживания.

 

Цель модели управления запасами - определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также готовой продукции на складе для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках.

 

Теория игр– моделирование таких ситуаций, принятие решений в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений. Это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр позволяет оценить, как изменение цен, предложения, введение дополнительного обслуживания, модификация и освоение новой продукции повлияет на поведение конкурентов

 

5. Имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.