Православием и Католицизмом. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Православием и Католицизмом.

2017-10-07 195
Православием и Католицизмом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Католицизм ввел ряд новых догматов, не согласных с апостольским учением и постановлениями Семи Вселенских Соборов. Самыми серьезными отступлениями от истины являются католические догматы об исхождении Святого Духа и “от Сына” и о главенстве и непогрешимости Римского папы.

2. Вопреки апостольской традиции, священнослужители католической Церкви обязываются к целибату (безбрачию).

3. Таинство причащения не совершается по апостольской традиции, так как вместо хлеба и вина употребляются облатки (миряне лишаются причащения Крови Христовой). Таинство крещения совершается через обливание (вместо погружения в воду).

4. Православная Церковь не признает “чистилища,” (среднего места между раем и адом, где души якобы очищаются от грехов), не признает индульгенций, осуждает жестокости инквизиции и совращение православного населения в католицизм.

Протестантизм.

У ченый католический монах и человек живой совести, Мартин Лютер, уже в молодости, в 1510 г., видел крайнюю распущенность папского двора и Римского духовенства. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви.

В 1516 г. он наблюдал, как для изыскания средств на построение собора св. Петра в Риме широко продавались “индульгенции,” т.е. отпущение грехов не только настоящих, но и будущих(!). Лютер выступил с обличением такой кощунственной торговли. Своим духовным чадам он объяснял, что избавление от наказаний за грехи можно испросить только внутренним сокрушением и раскаянием о содеянном. Завязался словесный поединок между Лютером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угрожал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжигать еретиков. В ответ Лютер в 1517 г. прибил к дверям Виттенбергского храма свои 95 тезисов, в которых изложил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколько лет, в течение которых Лютер отвергнул авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддерживали в Германии многие священники, профессора, студенты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделение Лютера и его последователей от Римско-католической церкви.

Движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений не ограничилось Германией. Цвинглий и Кальвин, продолжив церковные реформы, пошли дальше Лютера в учении о нравственности и таинствах. Главной особенностью учения Кальвина стало учение о предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, а других — к гибели. Это учение в сущности отрицает необходимость христианских подвигов и добрых дел.

 

 

Лютеранство

И его эволюция.

П о началу проповеди Лютера и Кальвина концентрировались на личности Иисуса Христа: “Нет другого пути — Христос один есть Путь и Истина. Вне Его нельзя найти Бога… Только во плоти Христовой можно познать Бога… ибо через ниспослание Сына раскрыл Он нам Свою волю и Свое сердце.” В малом лютеранском катехизисе говорится, что “Лютер — дорогой и благословенный учитель Священного Писания, преобразовавший церковь Божию через восстановление в христианстве чистоты учения и правильного совершения таинств.”

Но к этой борьбе за чистоту Церкви присоединился элемент нецерковный, а именно, вражда с папством из политических, экономических и личных побуждений. Это оказало свое отрицательное влияние на развитие реформации и ее учения. Поставив перед собой задачу восстановления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, т.к. много столетий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта и отсутствовало знание творений Отцов и Учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование представляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкований у них был собственный домысел, личное мнение.

Православная Церковь отвергала злоупотребления Преданием и вымышленные Римом документы и факты, чуждые Слову Божию. Протестанты же совершенно отошли от апостольского Предания, отказались от духовного опыта святых учителей Церкви, от постановлений Вселенских Соборов, оставив единственным руководством в вере Священное Писание, толкуемое ими произвольно.

Незнание и принципиальное отвержение Церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, т.к. слово Божие — это Библия, Евангелие и Предание. “Итак, братия, стойте и держитесь Предания, которым вы научены или словом или посланием нашим,” — возвещает ап. Павел (2 Фес. 2:15). Св. ап. Иоанн говорит: “Многое другое сотворил Иисус, но если писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг” (Иоан. 21:25). “Не все передали апостолы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем достойным веры и Предания,” — говорит св. Иоанн Златоуст. Так же учат о Предании и отцы Церкви: Василий Великий, Ириней Лионский, блаж. Августин и другие святые первых веков.

Принципиально отвергая апостольское Предание, протестанты не последовательны. Они приняли на основании Предания “канон священных книг,” исповедание главных христианских догматов: о троичности Лиц в Боге, о воплощении Сына Божия, и признают 3 древних символа веры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утвердили авторитет за новыми немецкими богословами: Лютером, Кальвином и др.

Лютеране утверждают, что спасение человека и избавление от грехов совершается самим Богом, а не делами человека, только одной верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его произволению. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения — она делает человека праведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божией. Благодаря своей вере человек становится святым, благочестивым и оправданным дитем Божиим. Так вкратце звучит учение об оправдании верой, являясь основным и исходным пунктом всей протестантской догматики. Священное Писание не дает нам основания к принятию учения лютеран, это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божию и вытекает из неправильно понятых слов свв. Апостолов. Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью Апостола: “Человек оправдывается верой независимо от дел закона,” (послание к Римлянам 3:28) “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (посл. к Галатам). Ап. Павел этими словами не выступал против добрых дел, а против ложной самоуверенности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисеева: обрезанием, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же ап. Павел в послании к Римлянам говорит, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). Ап. Петр: “Вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам.” Ап. Иоанн: “Дети мои, станем любить друг друга не словом и языком, но делом” (1Иоан. 3:18).Ап. Иаков: “Что пользы в том, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? разве может вера спасти его?… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.” Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле признания существующих религиозных истин, но эта вера не достаточна для спасения: “Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.”

Отвергая крайности римо-католического учения, Лютер сам впал в крайность: он отвергнул не только богоутвержденное священство и таинства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истинная церковь там, где неповрежденно сохраняется слово Божие и правильно преподаются таинства. Но где критерий неповрежденности и чистоты слова Божия и правильного совершения таинств, если Лютер сам отверг духовный опыт древней Церкви, отверг Предание и соборный церковный разум, заменив их произвольным пониманием?

“Духовное священство, — говорит Лютер, — есть принадлежность всех христиан. Все мы священники, т.е. все мы — дети Христа, высшего Священника. Мы не нуждаемся поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас получил назначение от Самого Бога… Все мы через крещение делаемся священниками.” Всякий в церкви может проповедовать слово Божие и совершать таинства. Пасторы и суперинтенденты существуют ради порядка. Они избираются обществом из людей, способных учить членов общины. При избрании старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апостольской преемственности и благодати священства, но лишь административное назначение на должность проповедника.

Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Церковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церкви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем воскресении, Господь беседовал с учениками “о Царствии Божием” (Деяния Апостолов), т.е. об устройстве Церкви — общества верующих. Только одним Апостолам дал Господь право совершать таинства и учить людей вере: “И, приблизившись, Иисус сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века” (Мт. 28:18-20). Так же и право руководить людьми, приводя их к спасению: “Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого” (Иоан. 20:21-23). Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему “не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом” (Гал. 1:1 ).

Апостолы сохранили и преемственно передали тот порядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Самим Господом; сами они рукополагали епископов и пресвитеров.

Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменения взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение и вся сила их заключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее их внешняя форма, — крещение и причащение, как заповеданные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаруживается у протестантов в мистицизме, в претензии на общение с Богом помимо установленных таинств и богослужений.

Протестанты пришли к отрицанию общения между живущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистическое: зачем молиться, если судеб Божиих не изменишь и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности.

Протестантизм в широко распространенной либеральной форме перенес ценность церковного опыта на свои личные переживания и благочестивые настроения. Если так, то, спрашивается, для чего благодатная сила Божия? “Спасение совершено и вменяется мне.” Нужны ли чудеса и даже чудо воскресения? В начале 40-ых годов протестанты изъяли из учения Лютера учение о Сыне Божием и о нашем спасении через Него. В начале нашего века 80 процентов пасторов г. Гамбурга отрицали Божество Иисуса Христа. В последнее время на должность пастора лютеране начали выбирать и женщин. Справедливость требует отметить, что в лютеранстве всегда уживались различные течения, и сейчас нет-нет раздаются голоса: “У нас нет Церкви!” Среди некоторых лютеран заметен интерес к Православию.

Итак, лютеранское движение со времен Лютера отказывается от ценности живого церковного опыта — св. Предания, от почитания Девы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного устройства Церкви, от святых таинств, икон, от крестного знамения и считают одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небесное. Это лютеранское искаженное христианство создает пропасть между ним и верой единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Кальвинизм, реформаторство,

Пресвитерианство.

К альвин провел реформацию в Швейцарии, и его учение распространилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), а в Шотландии, Англии и Сев. Америке под именем пресвитерианства. Кальвин дополнил лютеранство учением о безусловном “предопределении.” Лютер все же сохранил основы христианства, а иудейство у него едва проскальзывает, у Кальвина же элементы иудейства и язычества настолько явственны, что кальвинизм с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. “Безусловное предопределение” по Кальвину говорит, что Бог предвечно избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу Богом избранных людей, в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. Добрые и злые дела служат для выполнения Божиих предназначений.

Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?

Кальвинисты ссылаются на отдельные изречения ап. Павла (Рим. 9-я глава), взятые без содержания всей речи, отрывочно, и из них выводят подтверждение учения Кальвина о предопределении. Правильно понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой Апостол говорит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: “Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его” (Рим. 9:6-7). Здесь Апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключительно себя — сынами Царствия Божия (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благодать Божия простирается на всех людей и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на погибель. Слово Божие же учит, что “Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2:4); “Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Петр. 3:9).

Учение Кальвина противоречит понятию о Святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признававшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам.

Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, потому что даже молитва с покаянием против него беспомощны; отрицает основы христианства и считает таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — не реально.

В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592 г. Пресвитериане под именем “пуритан” потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики, как изображения креста, крестного знамени при крещении и т.д. Основой устройства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сводятся к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; молитвы над умершими также прочитывается на дому. Икон нет. Литургия отменена, также и Символ Веры (молитва “Отче наш” — не обязательна).

Англиканское исповедание.

А нгликанское исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма. В Англии еще за несколько веков до реформации образовалась оппозиция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве национальной, экономической и религиозной. Англичане возмущались постоянным вмешательством Римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями светского и политического характера, большими доходами Рима от Англии, распущенностью духовенства и пр.

Поводом к разрыву с Римом в 1532 году послужил для английского короля Генриха 8-го отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монастырей, отменил “десятины” в пользу Рима. В дальнейшем, под влиянием протестантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все учение церкви, наследованное от Рима. В 1536 г. от лица парламента вышли “Десять членов вероучения,” которые оказались смесью протестантства с католичеством. В 1552 г. издается новое исповедание веры в 42-ых членах, а потом “Малый катехизис.” В нем многие обряды, освящение воды, употребление колоколов названы суевериями и отменены.

При Эдуарде 7-ом, в 1551 г., эти пункты подверглись пересмотру и были изданы 42 пункта английского вероисповедания. Это оказалось смесью католичества с протестантством. Так возникла Английская епископальная церковь.

Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 г. королева издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих “основах” есть догматы согласные с Православием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и др., отрицание чистилища, индульгенций и главенства папы. Богослужения совершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождение Св. Духа и “от Сына.” От лютеранства позаимствованы заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Вселенских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англиканском исповедании подчеркивается церковное главенство короля. 25-ый член этого вероучения не признает таинствами покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и священство. Православная Церковь не может с этим согласиться, но нет надежды к изменению позиций Англиканской церкви, т.к. она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и даже неверующих. Английский парламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король — глава английской церкви — присягает на коронации: “Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оно ни совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому вероучению.” В 1927 и 1928 годах парламент дважды отвергнул одобренную собранием духовенства и палатой лордов новую богословскую книгу, т.к. там было внесено в чин Литургии призвание Святого Духа, а также сохранение Св. Даров для причащения больных.

 

 

**** **** ****

И так, в этой первой части мы показали, что истинная Церковь может быть только одна. Она должна непрерывно восходить к апостольской Церкви, сохраняя чистоту ее веры и апостольское преемство благодати священства; верующие получают освящение в таинствах Церкви, в особенности — в Причащении, которое есть реальное Тело и Кровь Христа. Православная Церковь этим условиям отвечает. Вкратце были изложены история и учение Православной Церкви.

Потом мы познакомили читателя с историей возникновения Римско-католической церкви, которая сначала была западной ветвью единой Церкви Христовой. Все возрастающее властолюбие Римских епископов в 11-ом веке привело к отделению Римско-католической церкви от Православной. Уверенные в своей непогрешимости, Римские епископы постепенно допустили ряд новшеств в христианском учении и в способе совершения таинств. Отступление Римско-католической церкви от чистоты апостольской веры породило в свою очередь протестантское движение, из которого возникли существующие в наше время секты. Вкратце мы рассказали о некоторых из них: о лютеранстве, реформаторстве, кальвинизме и англиканстве.

В следующей, 2-ой части мы расскажем о баптистах, квакерах, пятидесятниках, о современном “даре языков,” методистах, меннонитах, мормонах, адвентистах 7-го дня, свидетелях Иеговы, о сектах “Христианская наука, “Современный гуманизм,” о псевдорелигиозных обществах и культах, об ересях и сектах в России, об униатах и “восточном обряде,” об иудаизме, магометанстве, буддизме и атеизме. В заключении подведем итог данного исследования о церквах.

 

Баптисты.

С екта баптистов вышла из среды английских “пуритан.” Особенность ее в том, что баптисты отвергают крещение младенцев. Первая община возникла в Англии в 1633 г., а в 1639 г. была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал Род-Айленд. Вначале эта секта не имела успеха, но в конце 18-го столетия был создан “проповеднический союз” с целью проповеди среди афроамериканцев христианства, свободного от догматов, обрядов и обязательных символических знаков. Это встретило сочувствие и материальную поддержку среди богатых американцев. Появились дома для сирот и стариков, школы, курсы, больницы и в большом числе добровольные миссионеры. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, Германии, проникает в Китай, Японию, Индию, Польшу и позже в Россию. Основанный в США “Баптистский союз” в 1814 г. стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир. В Россию эта секта была занесена из Германии, где центром движения стал Гамбург.

Со временем баптизм распался на множество толков. Деление началось еще в конце 17-го века, когда баптисты разделились на “частных” (усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении) и на “общих” (или “баптистов свободной воли,” признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека). В дореволюционное время в России “частные” баптисты отвергали присягу, военную службу и суды, но в настоящее время у них нет такого открытого отрицания государства и гражданских обязанностей.

Существуют баптисты с тягой к иудаизму: “баптисты седьмого дня,” празднующие субботу. “Христианские баптисты” отвергают догмат Троицы, учение об аде и дьяволе и христианские праздники (якобы противные Св. Писанию). Есть баптисты, которые на основании еврейских апокрифических книг учат о двух потомствах Евы, одно из которых от дьявола. Существуют и другие подразделения баптистов, например: “евангельские христиане,” “штундисты,” “евангелисты” и другие. Баптизму свойственна враждебность к Православию. Все ветви баптизма объединены общим отрицанием действительности крещения младенцев. Возражая против крещения детей, баптисты утверждают, что младенцы (дети христиан) уже омыты и очищены кровью Христовой, и потому нет надобности в их крещении. Кроме того, они ссылаются на заповедь Христа, данную Его ученикам: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мт. 28:19; Мр. 16:16). В этих словах они находят, что апостолам заповедано крестить взрослых верующих, а не младенцев.

Такое учение противоречит Св. Писанию и практике первоначальной Церкви. Св. Писание требует крещения всех, не исключая и детей. Сам Христос говорит, что лишь “рожденные от воды и Духа” смогут войти в Царствие Божие (Иоан. 3:5), относительно же детей повелел: “Пустите детей приходить ко Мне” (Мт. 19:14). “Детское крещение имеет свое начало от времен апостолов,” — свидетельствует Ориген, известный писатель середины 3-го столетия. Кроме того, в Новом Завете таинство Крещения заменило ветхозаветный обряд обрезания, который был прообразом крещения и совершался вскоре после рождения ребенка. В книге Деяний св. Апостолов упоминается, что апостолы крестили целые семьи, в которых, несомненно, были и дети. Так как все крещаемые становятся членами Церкви Христовой, то, чем раньше человек принимает крещение, тем раньше он приобщается к ее благодатной жизни. У него духовный рост идет совместно с физическим.

У баптистов, как и у протестантов, нет ясного четкого учения о Церкви. Более того, они просто отрицают апостольское учение о Церкви. “Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви,” — сказал Х. Филипс, один из руководителей баптистов на конференции в Эдинбурге в 1937 г. Есть подобные же высказывания и других лидеров баптизма.

Отличительной чертой всех сектантских проповедников, гл. обр. баптистов и их разветвлений, является уверенность в своем спасении. Вытекает это из присущего всему протестантскому учению убеждению, что спасение автоматически приобретается верою во Христа. Они в этой своей уверенности опираются на отдельные фразы, вычитанные из Св. Писания: “Истинно, истинно говорю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную” (Иоан. 6:47). “Сие написал я вам, чтобы вы знали, что, веруя в Сына Божия, вы имеете жизнь вечную.” Эти фразы нельзя рассматривать отдельно от предшествующих и последующих слов. Св. Писание делает различие между мертвой и живой верой, верой спасающей и не могущей спасти. “Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:14-17). “И бесы веруют и трепещут.” Это пример веры мертвой, не могущей спасти.

Итак, недостаточно уверовать в искупительную жертву Христа, надо еще нести свой крест и следовать за Христом (Лук. 14:27), ибо лишь “до конца претерпевший спасен будет.”

Квакеры.

О дновременно с баптистами в Англии и Шотландии возникла секта “квакеров,” основанная Г. Фоксом. Доведенный своими религиозными размышлениями до состояния духовной “прелести” (самообольщения), он вообразил себя призванным свыше восстановить истинное христианство и в 1647 г. выступил с проповедью.

Простой ремесленник, приверженный к чтению Библии, он обратил внимание на пестроту толкований в Англиканской церкви по основным вопросам веры. Не получив ответа на свои вопросы, он пришел к полному отрицанию Св. Предания и к отрицанию необходимости учителей веры, богословов, официальных исповеданий и Символа веры. Идя дальше, он пришел к следующим выводам:1. Истинным толкователем Св. Писания является только Св. Дух, Который не был ни с одним из основателей различных религиозных обществ, а потому в них нет истинного христианства. 2. Только он (Г. Фокс) получает откровения непосредственно от Св. Духа. 3. Истинное христианство заключается не в догматах и богословских системах, а в непосредственном озарении человека от Духа Святого, Который его просвещает и направляет к совершенству. Причем, квакеры ставят личное непосредственное “озарение” выше Св. Писания и само Писание толкуют, как подсказывает им личное “озарение.” При таком отношении к слову Божию — произвол и искажения неизбежны.

Исходя из этого, квакеры отвергли апостольское учение о Церкви, у них нет иерархии, они отвергают таинства, даже Крещение и Евхаристию (Причастие). На своих собраниях после чтения Св. Писания они дают место т.н. “творческому молчанию,” т.е. в молчании и сосредоточенности каждый ожидает наития Св. Духа, и, если кто почувствует в себе “озарение” от Святого Духа, будь то мужчина или женщина, образованный или неграмотный, — он начинает поучать собрание и пророчествовать, и эти наставления принимаются остальными, как откровение свыше, которыми следует руководствоваться в вере и жизни.

Пятидесятники.

(Пентакосталы).

В середине этого столетия возникло в США т.н. “харизматическое” движение, (“харис” на греческом — “благодать”), задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы и, в частности, “дар языков” — внезапно полученную способность говорить на другом языке. Примкнули к этому движению ряд баптистских и методистских церквей. “Харизматическое” движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея апостольской благодатной преемственности, лишено возрождающей силы святых таинств и даров Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут принести подлинного духовного удовлетворения христианину.

Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным, и в скором времени в разных частях США начали возникать объединения “пятидесятников.” Затронуло это движение и некоторые церкви более традиционного христианского направления. Изредка пятидесятники в большом количестве собираются на свои съезды, куда приезжают люди со всех концов США и даже из других стран. По причине отсутствия у них определенной административной структуры, трудно определить общую численность сект пятидесятников. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.

Общее у пятидесятников — это стремление к благодатному озарению и проявление “дара языков.” Большинство пятидесятников признают Пресвятую Троицу, наличие в человеке первородного греха, божество Спасителя и Его искупительную жертву. Они признают крещение путем погружения в воду и причащение — “тайную вечерю,” с которой они соединяют обряд “омовения ног.” Но апостольское преемство, священство и остальные таинства они, в силу своего протестантского происхождения, отвергают.

Само название “пятидесятники” возникло из их понимания события схождения Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы (т.е. на 50-й день после воскресения Христова). Пятидесятники учат, что они, подобно апостолам, в момент своего крещения и общественной молитвы получают дары Святого Духа и чудесную способность говорить на неизвестных языках. Для получения благодатных даров пятидесятники прибегают к разным искусственным средствам: на своих собраниях они воодушевляют себя путем унисонного пения молитв, притаптывая при этом в такт ногами, хлопая в ладоши и по временам хором возглашая слова “аллилуйя” и “аминь.” Главное у них — это вызвать в себе хорошее настроение и даже экстаз. Некоторые более чувствительные натуры впадают в истерику, начинают неудержимо смеяться, жестикулировать и что-то бормотать.

 

 

Современный “дар языков”

Х отя пятидесятники и подобные им современные “харизматики” стремятся искусственными приемами вызвать в себе “дар языков,” однако у них получается что-то совсем не похожее на чудо, происшедшее с апостолами в день Пятидесятницы. О чудесном и подлинном даре языков, полученном апостолами в день схождения на них Духа Святого, повествуют начальные главы книги Деяний святых апостолов. О сути же и назначении дара языков пишет св. ап. Павел в 12-14 главах своего послания к Коринфянам. Дар языков был необходим апостолам для успешного распространения Евангелия среди разных народов. Получив дар языков, апостолы могли проповедовать людям различных национальностей на их родном языке, и благодаря этому Церковь начала быстро распространяться. Однако, как мы знаем из последующей церковной истории, этому дару суждено было просуществовать недолго. По мере того, как в разных странах стали появляться местные христианские проповедники, отлично владеющие своим языком, нужда в сверхъестественном даре языков тоже стала уменьшаться. Так, во времена св. Иринея Лионского, в середине 3-го века, дар языков упоминается, как редкое явление.

Из послания ап. Павла к Коринфянам можно заключить, что именно в этой церкви дар языков был распространен более, чем в других церквах. Тогда дар языков был одним из духовных дарований, которое некоторые христиане получали после крещения и возложения на их главу апостольских рук. Однако не все умели правильно обращаться с даром языков. Апостол Павел предостерегает коринфских христиан от злоупотребления даром языков. Дело в том, что на молитвенных собраниях коринфские христиане начинали говорить на разных языках, когда в этом не было нужды. Очевидно, они это делали, чтобы показаться друг перед другом. Ап. Павел объясняет, что дар языков “нужен не для верующих, а для неверующих.” Иными словами, дар языков нужен для проповеди, для обращения язычников в христианство, а не для крещенных. Более того, дар языков имел еще отрицательное влияние на молитвенные собрания, когда им не вовремя пользовались. Когда, например, во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, большинству присутствующих не понятных, то получался шум и терялось молитвенное настроение. С целью исправления такого несвоевременного употребления чудесно полученной способности говорить на новых языках ап. Павел объясняет коринфянам, что дар языков есть самый меньший дар в ряду других, более нужных человеку духовных дарований. Коринфские христиане правильнее поступят, если вместо дара языков будут просить Бога обогатить их верой, воздержанием, терпением, любовью, мудростью и другими подобными дарованиями.

Сравнивая дар языков апостольского времени с современным “языкоглаголанием,” надо признать между ними существенную разницу. В апостольское время христиане получали способность говорить на каком-нибудь настоящем человеческом языке. То была членораздельная человеческая речь, нужная проповеднику для миссионерских целей. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное “говорение на языках” пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них-де язык “райских жителей.” Однако, невозможно произносимые или бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они — результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащей порой с беснованием. Поэтому сектанты кощунствуют, когда свою искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохновению.

Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, вызывающей у слушателей злобные или эротические чувства, поощряющего половую распущенность общества, злоупотребляющего возбудительными химическими веществами и наркотиками, увлекающегося фильмами о преступлениях и страшилищами. Все эти извращения являются симптомами больной человеческой души.

Подобным образом и искание людьми восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и гордого состояния. Здесь происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт святых угодников Божиих, отбросив Богом установленное священство и таинства, современные сектанты стараются получить благодать разными сомнительными и опасными путями. Получается самообман или “прелесть,” против которой предостерегают святые подвижники Православной Церкви.

Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в таинствах Церкви, в ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления души человека в него будет всел


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.