Нервная система. Физиология и гигиена умственного труда (6 ч) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Нервная система. Физиология и гигиена умственного труда (6 ч)

2017-10-07 254
Нервная система. Физиология и гигиена умственного труда (6 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

К данной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.

Цель факультативных занятий – ознакомление учащихся с механизмами формирования и сохранения здоровья человека.

Основными задачами факультативных занятий являются:

– воспитание потребности в сохранении здоровья как наивысшей ценности;

– формирование мотивации к коррекции образа жизни в целях укрепления здоровья;

– развитие потребности в самосовершенствовании физического состояния организма.

Развитие личности подростка и формирование культуры здорового образа жизни состоит из следующих элементов:

– системы знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;

– системы умений по сохранению здоровья;

– здоровьесберегающего мышления.

Ознакомление учащихся с анатомическими, физиологическими и гигиеническими аспектами здоровья осуществляется на второй ступени общего среднего образования с 5 класса в учебном предмете «Человек и мир» и в определенной мере закрепляется в 9 классе в учебном предмете «Биология». Расширению знаний о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержки и укрепления здоровья способствует введение факультативных занятий. Предлагаемая учебная программа «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» изучается в 9 классе параллельно с основным курсом «Человек и его здоровье» в течение 35 часов (1ч в неделю) на протяжении всего учебного года. Расширение знаний учащихся предусматривается после изучения определённой системы органов. Содержание факультатива включает теоретическую и практическую части.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 ч)

Состояние здоровья учащихся. Понятие «здоровье». Составляющие понятия здоровья. Факторы, управляющие состоянием здоровья. Понятие «болезнь». Цели и задачи факультативных занятий.

 

Нервная система. Физиология и гигиена умственного труда (6 ч)

Трудовая деятельность и работоспособность. Физиологические изменения функций организма при умственном труде. Распорядок дня и умственная работоспособность. Проявление умственного утомления.

Факторы, повышающие умственную работоспособность. Основы организации рационального режима занятий.

Понятие «биологические ритмы». Условное деление людей по времени максимальной работоспособности. Характеристика биологических ритмов «жаворонков», «голубей», «сов».

Классификация и характеристика биоритмов: суточных, недельных, лунных, сезонных, многолетних. Этапы формирования биоритмов. Нарушение биологических ритмов.

Влияние природных и компьютерных электромагнитных излучений на нервную систему. Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных излучений компьютера на организм человека.

Практические работы

1. Составление режима умственного и физического труда на основе суточного биоритма.

 

Эндокринная система. Физиология и гигиена эндокринной системы (1 ч)

Нарушения эндокринной системы и их последствия для организма при внутриутробном развитии плода, при использовании гормональных добавок, лекарственных препаратов для лечения человека и животных.

 

Опорно-двигательная система.

Физиология и гигиена физического труда и спорта (4 ч)

Утомление и его причины при физическом труде. Скорость наступления физического утомления. Восстановление работоспособности опорно-двигательного аппарата. Правила повышения физической работоспособности.

Тонус мышц. Влияние физической нагрузки на системы органов человека. Последствия гиподинамии. Влияние двигательной активности на обмен веществ. Отличительные особенности воздействия на организм физических упражнений, используемых в физкультуре и спорте. Взаимосвязь физического и умственного развития.

Подросток и физическая нагрузка. Циклические и ациклические упражнения, особенности их влияния на организм. Физиологическое влияние на организм бега, плавания, езды на велосипеде. Самоконтроль за состоянием физической нагрузки. Требования к правилам проведения тренировки.

Негативное воздействие на организм повышенной физической нагрузки. Травматизм и его причины у подростков.

Пищевые добавки и увеличение мышечной массы.

Практические работы

2. Разработка индивидуальной тренировочной программы физической нагрузки.

 

Практические работы

3. Определение реальной, нормальной, идеальной и максимальной массы своего тела (по формуле).

4. Составление суточного и недельного рациона питания для желающих снизить или увеличить массу тела.

 

Практические работы

5. Определение степени сопротивляемости организма, стресс.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны

называть:

– признаки физического, психологического и социального здоровья человека;

– критерии положительного состояния здоровья;

– факторы, влияющие на состояние здоровья человека;

характеризовать:

– физиологические процессы, лежащие в основе функционирования систем органов;

– роль факторов, влияющих на состояние здоровья человека;

обосновывать:

– влияние умственного и физического труда, стресса, магнитных и электромагнитных полей, факторов окружающей среды на состояние организма;

– профилактические приёмы сохранения здоровья человека;

– необходимость соблюдения правил личной гигиены;

проводить наблюдения:

– за состоянием своего организма;

применять знания для:

– обоснования здорового образа жизни.

 

Знания, полученные на факультативных занятиях, позволят:

– вызвать интерес к физиологическим процессам, протекающим в организме человека, для обоснования необходимости ведения здорового образа жизни;

– следовать принципам здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни;

– прогнозировать и предупреждать последствия нарушения ведения здорового образа жизни.

 


Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

К данной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.

Цель факультативных занятий – ознакомление учащихся с механизмами формирования и сохранения здоровья человека.

Основными задачами факультативных занятий являются:

– воспитание потребности в сохранении здоровья как наивысшей ценности;

– формирование мотивации к коррекции образа жизни в целях укрепления здоровья;

– развитие потребности в самосовершенствовании физического состояния организма.

Развитие личности подростка и формирование культуры здорового образа жизни состоит из следующих элементов:

– системы знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;

– системы умений по сохранению здоровья;

– здоровьесберегающего мышления.

Ознакомление учащихся с анатомическими, физиологическими и гигиеническими аспектами здоровья осуществляется на второй ступени общего среднего образования с 5 класса в учебном предмете «Человек и мир» и в определенной мере закрепляется в 9 классе в учебном предмете «Биология». Расширению знаний о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержки и укрепления здоровья способствует введение факультативных занятий. Предлагаемая учебная программа «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» изучается в 9 классе параллельно с основным курсом «Человек и его здоровье» в течение 35 часов (1ч в неделю) на протяжении всего учебного года. Расширение знаний учащихся предусматривается после изучения определённой системы органов. Содержание факультатива включает теоретическую и практическую части.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 ч)

Состояние здоровья учащихся. Понятие «здоровье». Составляющие понятия здоровья. Факторы, управляющие состоянием здоровья. Понятие «болезнь». Цели и задачи факультативных занятий.

 

Нервная система. Физиология и гигиена умственного труда (6 ч)

Трудовая деятельность и работоспособность. Физиологические изменения функций организма при умственном труде. Распорядок дня и умственная работоспособность. Проявление умственного утомления.

Факторы, повышающие умственную работоспособность. Основы организации рационального режима занятий.

Понятие «биологические ритмы». Условное деление людей по времени максимальной работоспособности. Характеристика биологических ритмов «жаворонков», «голубей», «сов».

Классификация и характеристика биоритмов: суточных, недельных, лунных, сезонных, многолетних. Этапы формирования биоритмов. Нарушение биологических ритмов.

Влияние природных и компьютерных электромагнитных излучений на нервную систему. Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных излучений компьютера на организм человека.

Практические работы

1. Составление режима умственного и физического труда на основе суточного биоритма.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.