Особенности управления окраинами в XVIII в. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности управления окраинами в XVIII в.

2017-10-07 301
Особенности управления окраинами в XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В XVIII в. к России были присоединены значительные густонаселенные территории Прибалтики и Украины с развитой экономикой, сложными производственными отношениями и высокой культурой. Все это не позволя­ло самодержавию сразу же вводить там общегосударственную систему управления и суда, как что практиковалось в XV-XVII вв.

Осуществление политики национального угнетения на западных окраи­нах России требовало более гибких методов управления в специфических,

 

 

 

характерных для каждой окраины органов и учреждении, привлечения к

управлению местной феодальной верхушки.

В период Северной войны (1700—1721) в состав России была включена большая часть Прибалтики, образовав Рижскую (Лифляндскую) и Ревельскую (Эстляндскую) губернии. Петр I сохранил за прибалтийским немецким дворянством и бюргерством старинные привилегии и систему сословного дворянского управления и суда (так называемого ландштадта), сложив­шуюся еще и период шведского господства XVI-XVII вв.

Правительственная администрация в каждой из прибалтийских губер­ний была представлена назначенным верховной властью генерал-губернато­ром, при котором находились два регирунгерата (советника) из местных дворян.

Центральным органом управления финансами прибалтийских губерний была Камер контора лифляндских, эстляндских и финляндских дел, а по судебным делам — Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финлянд­ских дел. Высшей апелляционной инстанцией был Сенат.

Огромную роль в местном управлении и суде играли сословные учреж­дения местного немецкого дворянства — дворянские собрания — ландтаги, избиравшие за каждое трехлетие постоянные органы — Дворянский кон­вент в Лифляндии и Дворянский комитет в Эстляндии, а также состав основных органов суда, уездной полиции и сословной прокуратуры. Деятель­ность этих сословных органов координировалась ландтагом, коллегией ланд-ратов

Городское самоуправление осуществляли магистраты и ратуши, изби­раемые верхушкой гильдейского купечества и цеховых ремесленников; ими же выбирались и различные сословные суды (торговые — ветгерихты, коммерческие-фохтейские, строительные — баугерихты и пр.).

В 1744 г. учреждается Выборгская губерния, в которой действовали выборные сословные органы шведских дворян (лангманские и герадские суды) и бюргеров (магистраты).

На Прибалтику в 1783 г. было распространено "Учреждение о губерни­ях", а затем и другие общегосударственные реформы ("Устав благочиния", "Жалованные грамоты").

В 1705 г. Россия присоединяет Курляндию, бывшую ранее вассальным герцогством; она составила Курляндскую губернию.

Распространение на Прибалтику общегосударственных реформ вызвало недовольство местного дворянства, В 1796-1797 гг. правительство было вынуждено восстановить старую систему сословных привилегий и учрежде­ний дворян и бюргерства. Из общегосударственных учреждений в каждой прибалтийской губернии сохранились только губернатор и губернское прав­ление (с двумя немецкими дворянскими советниками и двумя канцелярия­ми — с немецким и русским делопроизводством), губернский прокурор, приказ общественного призрения и казенная палата Все остальные губерн­ские и уездные учреждения избирались дворянством. Все эти учреждения отражены в приведенной таблице.

 

Основные сословные учреждения Прибалтики

Губернии Уездные полицейские учреждения и органы Губернские суды Уездные суды Органы сословной прокуратуры
Лифляндская орднунгсгерихт гофгерихт ландгерихт обер -фискал
Курляндская гаунтманский суд обер-гофгерихт обер-гауптманский суд обер -фискал
Выборгская земский комиссар лангманский суд герадский суд  

 

Помещики безраздельно господствовали и в кирхшпилях (приходах) прибалтийских губерний Сословные привилегии и органы прибалтийский дворян и верхов купечества устойчиво сохранялись и в первую половину XIX в.

На протяжении всего XVIII в. Россия вела наступление на автономию Украины. Сепаратистские планы казачьей старшины, направленные на отторжение Украины от России, поддерживались Польшей и Турцией. Это толкало правительство на ограничение и стеснение политических прав казачьей старшины, на отмену в отдельные периоды выборности гетманов С другой стороны, страх перед народными волнениями на Украине и сложная международная обстановка вынуждали правительство идти на уступки казачьей старшине, искать с ней союза, восстановления ее привилегий и выборность гетманов.

Воспользовавшись изменой гетмана И Мазепы и части казачьей стар­шины в 1709 г. Петр I учредил для надзора за гетманом должность резидента. С начала 1722 г за гетманом надзирала находящаяся в Глухове Малорос­сийская коллегия — правительственное учреждение, подчиненное Коллегии иностранных дел и состоящее из шести офицеров во главе с бригадиром Вельяминовым За казачьей старшиной в городах надзирали коменданты После смерти гетмана И. И. Скоропадского выборность гетмана была запрещена, а Малороссийская коллегия стала органом управления Левобе­режной Украины Исполнительным ее органом оставалась существовавшая еще с XVII в. при гетманах Генеральная войсковая канцелярия Продолжал действовать и Генеральный войсковой суд.

В 1727 г. Малороссийская коллегия была упразднена, а гетманом избран миргородский полковник Д. Апостол, после смерти которого (1734) управ­ление Украиной перешло в ведение коллегиального органа на царских чиновников и представителей старшины "Правления гетманского уряда" Политические права старшины были стеснены возглавляя местное управле­ние, они фактически не выбирались, а назначались "Правлением" по указа­нию правительства.

Недовольство народных масс возросшей феодальной эксплуатацией и обострившиеся отношения с Турцией вынудили правительство на союз с

 

 

казачьей старшиной. В 1750 г. гетманом Украины был избран граф К. Г. Разумовский. Новый гетман ознаменовал свое правление раздачами земель и крепостных на Украине старшине и хлопотами по восстановлению автономии Украины. Однако даже всемогущество Разумовских не помогло притязаниям старшины. Гетману приходилось подчиняться экспедиции мало­российских дел при Сенате.

С 60-х годов было проведено более решительное наступление на остатки политической автономии Украины. С 1764 г. упраздняется должность гетма­на. Управление Украиной передается восстановленной Малороссийской коллегии во главе с президентом генералом П. А. Румянцевым. Украина разделяется на две губернии (Слободскую и Новороссийскую) во главе с губернаторами. В 1765 г. закрываются общеукраинские учреждения — войсковые (генеральные) канцелярия и суд.

Старшина была компенсирована за эту потерю политической автономии новыми земельными пожалованиями, окончательным закреплением за ней феодально-зависимых крестьян и обещанием приравнять ее к русскому дворянству. К. Разумовский за отказ от гетманства получил ежегодную пенсию в 50 тыс. руб., город на Украине (Гадяч) с окрестностями и другие дары.

В 60-70-е годы начинается освоение юга Украины, присоединенного к России после первой русско-турецкой войны. Место сбора всех недовольных, в том числе беглых крепостных крестьян, старинная казачья республика — Запорожская Сечь была ликвидирована.

В 1781 г. на Украине упраздняется старинное административно-терри­ториальное деление на полки, а с 1782 г. распространяется "Учреждение о губерниях" с общероссийскими учреждениями и чиновниками. Свободные казаки были превращены в государственных крестьян, а старшина слилась с русским дворянством. В 1786 г. Малороссийская коллегия была закрыта.

На Правобережной Украине после присоединения ее к России (1793) также были открыты общегосударственные учреждения.

Указом "О восстановлении в Малороссии правления и судопроизводства сообразно тамошним правилам и преждним обрядам" в 1796 г. были открыты набираемые украинскими дворянами Генеральный суд, а в поветах — земские (для гражданских дел) и подкоморские (по межевым делам) суды.

С начала XIX в. специфика управления Украиной почти исчезла. Остальные окраины в XVIII в. (Белоруссия и Литва, Уфимская и Оренбург­ская губернии, Сибирь) имели мало отличительных особенностей. Прави­тельство предпочитало распространять на них общегосударственные порядки и учреждения. Местное управление на окраинах России отличалось крайним произволом и беззаконностью действий.

На обширной территории Сибири существовали нередко общие для всей России учреждения, только их организационное устройство было упрощенным. Из-за отсутствия в Сибири дворянства и малочисленности юродского населения заседатели в полицейский и судебных учреждениях назначались правительством.

 

 

 

На протяжении XVIII в. г. Сибири не раз менялось административно-территориальное деление. С 1708 по 1719 г Сибирь представляла собой одну губернию (Сибирскую) с центром в Тобольске; губернию возглавлял губер­натор, а уезды — воеводы. С 1719 по 1763 гг. Сибирь подразделялась на 5 провинции. Общее управление в 1730-1763 гг. осуществлял Сибирский приказ. С 1763 г. в Сибири организуются две губернии (Тобольская и Иркутская). После распространения на Сибирь "Учреждения о губерниях" здесь были учреждены три наместничества (Тобольское, Иркутское и Колы-ванское), замененные в 1796 г. двумя губерниями (Тобольская и Иркутская).

Феодальная и родоплеменная верхушка нерусских народов в Сибири (тойоны — у якутов, тайши, шуленги и нойоны - у бурят, "князьцы" - у остяков и т. п.) подчинялась губернаторам и воеводам, которые использовали ее осуществления основной функции и отношении этих народов — сбора натуральной подати — ясака (главным образом мехами). С 20-х годов XVIII в. все ясачные люди (мужчины с 16 до 60 лет, за исключением больных и увечных) записывались в ясачные переписные и окладные книги. В уплате ясака нерусские народы были связаны круговой порукой и должны были платить до ближайшей переписи за всех выбывших (умерших, беглых). Падение ясачных сборов, вызванное хищническим истреблением пушного зверя, повлекло учреждение в 1764 г. в Сибири ясачных комиссий (Главной в Тобольске и местных по провинциям), узаконивших замену натурального ясака денежным. Несмотря на эти меры, размеры и техника уплаты ясака, "поминки" (взятки) чиновникам вызывали недоимки и обнищание ясачных людей и нередко приводили к их волнениям, жестоко подавляемым местной администрацией.

 

* * *

 

Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева вскрыла слабость местной администрации, полиции и суда Реформы 1775-1785 гг. усилили местный правительственный аппарат, повысили значение в нем дворянства Учреждением должности наместника (генерал-губернатора) на местах была создана твердая административная власть, сковывающая всякое проявление недовольства. Это позволило произвести известную децентрализацию управ­ления, передавать функции ряда коллегий местным учреждениям: большин­ство пришедших в упадок коллегий было упразднено; упало значение Сената в законодательстве и управлении.

Децентрализация местного управления была временной; она вступила в противоречие с централизаторскими тенденциями абсолютизма, окончатель­но возобладавшими в феодальной монархии к концу XVIII в.

Рост борьбы крепостного крестьянства против помещиков толкнул правительство на отказ от политики "просвещенного" абсолютизма к уста­новлению военно-полицейской диктатуры. Дальнейшее усиление этой поли­тики привело к новой волне крестьянских волнении и смене курса внутрен­ней политики с 1801 г.

 

 

* * *

Для абсолютной монархии в XVIII в. характерны следующие черты:!) неустойчивость абсолютизма, вызванная недостаточно однородной соци­альной основой (неоформившееся дворянское сословие) с дворцовыми пере­воротами, попытками олигархического ограничения самодержавия, подкреп­ляющими абсолютизм фаворитизмом и специальными высшими учреждения­ми; 2) чередование, а порой и сочетание вместе деспотизма носителей неограниченной власти с политикой "просвещенного абсолютизма"; 3) рост бюрократизма государственного аппарата (увеличение числа чиновников, регламентация организации и деятельности государственных учреждений); 4) служилые сословия как резерв бюрократии и бесплатные звенья аппарата управления и суда; 5) новые характерные для абсолютизма звенья государ­ственного аппарата (политический сыск и учреждения полиции, органы надзора за законностью деятельности государственного аппарата и финан­сов, органы управления регулярной армией); 6) завершение процесса пре­вращения церкви в звено государства, включения ее аппарата в государст­венный аппарат.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.