Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-07 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сам достает из чемоданчика трубочки от капельницы и с помощью Луки Лукича "присоединяет" своего любимого Мишку к капельнице. Подождав полминуты, прячет Мишку в свитер: "Здесь его дом". Хочет вытащить Мишку из "дома", но путается в рукавах.
Мишка кричит голосом Кирилла: "Где выход?! Так и буду сидеть в взаперти всю жизнь?!"
Лука: "Мишка, попробуй через ворот, дверь, наверное, там".
"О! Нашел, ура! Есть выход!"
Апреля 2003 года. Настя К.,5 лет.
Сегодня я без Луки, в моем реквизите только белый ворон - перчаточная кукла. Настя сразу надевает эту куклу на руку.
Лука: "Позвольте представиться – Лука Лукич. Как вас величать, уважаемая птица?"
Настя: "Меня зовут… КЛЮК! Я прилетел из холодной страны, рядом с Норильском живу".
Лука: "Как вы себя в наших краях чувствуете?"
Настя: "Карр! Ужасно!"
Лука: "Почему же?"
Настя: "На улицу гулять нельзя, таблетки - горькая отрава!"
Лука: "А как у Насти дела?"
Настя: "Химия в пятницу, вот какие!"
Лука: "Клюк, а когда Насте таблетки дают, чем она их запивает?"
Настя (пауза): "…Она их не любит! Карр!.. Я здесь хочу остаться!"
Лука Лукич: "Клюк, но ты, кажется, должен со мной на самолете сегодня улетать".
Настя: "Нет, в пятницу!"
Мама что-то шепчет Насте.
Настя (маме): "Нет!.."
Лука: "Послушай, наверное, ты прав: не сегодня".
Настя: "Завтра, карр, полетим".
Лука: "Пока! Завтра жду тебя, Клюк!"
Договариваемся с мамой, что при возможности она вернет мне куклу вороны.
Через неделю мама в коридоре:
"Вам передали про Клюка? Он ведь как нам помогает! Мы теперь все таблетки пьём с ним. Я на днях вхожу в палату: таблеток, приготовленных для Насти, нет. Настя с Клюком играет. Я у Клюка спрашиваю. А Клюк, то есть Настя: "Не знаю, давай поищем". Смотрим везде: и на столе и у пчёлки. Клюк клювом залезает в рот куклы: "У неё, карр! В животе!" Теперь я сама ворону на руку надеваю и говорю: "Карр! Я хочу потерять и найти таблетки». Настя прямо с куклой разговаривает, меня, будто и нет. Оставьте нам её пока. А где такую купить можно?"
|
Реквизит из чемоданчика Луки Лукича.
1.Реквизит для элементов игротерапии:
1.1."Медицинский" реквизит:
шприц большой,
шприц маленький,
палочка для осмотра горла,
кусочки трубочек от капельниц,
бинт, кусочки ваты,
стеклянные и пластмассовые пузырьки,
ножницы,
пинцет.
1.2.Клоунский реквизит:
деревянный градусник,
деревянный фонатоскоп,
игрушечный стетоскоп,
молоточек с пищиком и мыльными пузырями,
кружка с портретом Луки Лукича,
бумажный колпачок от страха,
карандаши, фломастеры, ручки, бумага,
мягкий маленький мячик,
маленькие машинки,
набор простых геометрических фигур из дерева,
фигурки зверей и людей,
надувные шарики.
1.3.Куклы:
набор перчаточных и пальчиковых кукол, в основном,
животные и персонажи сказок.
2.Реквизит, позволяющий включать элементы обучения в игру:
кубики и другие геометрические фигуры,
спички,
школьный счетный набор,
набор головоломок,
подборка ребусов, задач, упражнений на внимание и
память,
карманные часы Луки Лукича.
Опыт работы в хосписе
[ Работа в хосписе требует и от кукловода и от куклы иных качеств, чем работа в стационаре, описанная выше. Разнообразные задачи, которые мы пытались решить в общении с ребенком в больнице, оттесняются к периферии, поскольку в хосписе ребенку в первую очередь нужно отдохновение от тех страданий, которые мучают его душу и тело. Поэтому большинство "приемов работы" в хосписе сводятся к методикам арттерапии: Лука Лукич снимает свой докторский халат и надевает клоунский колпак.
|
Но и здесь есть свои пределы. Эти пределы ставятся серьезностью ситуации, той серьезностью, которая свойственна человеку, любому человеку, вне зависимости от возраста, при ощущении приближающейся смерти. В какой-то момент ребенок сознательно отказывается от помощи куклы, ибо видит уже далеко поверх наших голов… ]
Ниже приводятся дневниковые записи о четырех месяцах общения с Кристиной С. 8 лет и ее семей.
Июня 2001 года.
С Аркадием Николаевичем (психологом хосписа) нас приветливо встретила молодая женщина, мама Кристины. Пока Аркадий в комнате беседует о состоянии девочки (около месяца назад у нее начались боли в спине), я готовлю Лукича и надуваю шарики. Лука Лукич в клоунском наряде, БЕЗ белого халата.
В комнату со зрителями влетают шарики, Лукич входит, потом стучится: "Могу ли я войти? О! прекрасные дамы?" В комнате – Кристина, её мама Лейла, тетя Марина и папа Борис. Лука присаживается у постели, знакомится, удивляется красоте хозяек. В этой удивительной семье сразу возникает легкость и теплота отношений.
Лука: "Этот дом так и светится одной большой улыбкой. Хотел бы я узнать, какой она длины!" Начинает разглядывать свой чемоданчик, как будто никогда не знал раньше, как он открывается. Наконец замки щелкнули, и из чемоданчика клоун достает большой деревянный градусник. Измеряет у всех улыбку. У папы – самая маленькая. Надеваем ему красный клоунский нос, очки, ободок с косичками. Кристина просит сама померить улыбку, орудует градусником: папа не смеётся. Лука рисует маркером на белом шарике папин портрет. Папа в это время рисует покемона на другом шарике. Портрет всех впечатлил, и даже папа смеётся. Случайно у себя в кармане Лука обнаруживает "сотки" с покемонами (Аркадий был на днях у Кристины, и она показывала свою коллекцию соток с героями этого мультфильма). Таких у Кристины ещё нет. Она учит Луку Лукича и Аркадия ударять по соткам битой.
Игра заканчивается в тот момент, когда Лука хватается за живот и начинает уговаривать свой аппетит "не покидать родной дом".
Лука: "Шалит мой аппетит. А у Кристины как ой он?"
Мама: "Хороший".
Лука: "Хотите, я узнаю, что ела на завтрак Кристина?" Достает экранчик для рисования, прикладывает к животику Кристины, рисует чашку и хлеб. Кристина шепчет: "С сыром". Разглядывают рисунок: "Угадал!"
|
Кристина: "А на обед?"
Лука изображает глубокую тарелку, в ней морковка, с хвостиком, кружочек картошки: "Ты ела суп!"
Кристина: "Ага, щи щавелевые. А ещё?"
Лука рисует тарелку поменьше, в ней огурец, лук. Смотрит на Кристину. Она подсказывает: "Маслица добавить, помидор, и получится…?"
Лука задумывается: "Овощи…Масло?.. А! Это же салат!"
Кристина одобрительно кивает.
Лука: "У тебя прекрасный аппетит! Поделись, пожалуйста, со мной. Вот пузыри с аппетитом. Ты дуй!"
Кристина пускает пузыри, Лукич ловит ртом и "причмокивает" при этом: "Проверь молоточком, аппетит в моем животе. (Молоточек пищит). Есть! Я так хочу есть! Ну, хотя бы нарисованный банан".
Кристина садится за свой стол рисует в карандаше натюрморт с бананом, помидором, зеленым луком и виноградом.
Мама: "Кристина, а покажи Луке свои рисунки".
Долго рассматриваем рисунки на больших альбомных листах: зимние и осенние пейзажи, радуга, витражи, натюрморт с арбузом и яблоком, пальмы на фоне африканского заката. Работы выполнены гуашью. Кристина дарит Луке рисунок с фонтаном. Рассказывает, как рисовать витражи. Для Луки это – домашнее задание. Показывает черепаху из теста, диктует рецепт. Лукич дарит Кристине краску-гель с золотыми блестками, чем вызывает ее искреннюю радость.
Лука Лукич достает свои карманные часы и Кристина определяет: "Пять часов".
Лука: "Ну пора, брат Лукич, собираться. Ты поможешь, Кристиночка?" (Складывают чемоданчик).
Кристина: "А сколько тебе лет? Принеси фотографию, где ты маленький".
Лука Лукич понимает, что ответа у него нет, но выручает Аркадий: "А когда он был маленьким, фотоаппаратов ещё не было".
Лука: "Кристина, а ты сама нарисуй, каким я был маленьким". Кристина рисует маленького Луку без шляпы и без лысины.
Взрослые зовут пить чай. Лука сидит со всеми за столом и ест печенье и конфеты прямо с фантиками. Кристина удивлена, она никак не ожидала, что печенье бесследно исчезнет во рту Доктора. Так это и осталось для неё тайной.
Вижу, что девочка устала, но не признаётся.
|
Кристина: "Ты теперь мой лучший друг!"
Лука: "Позвони, когда захочешь со мной встретиться".
Кристина: "Хоть завтра!"
Пока мы в прихожей, Кристина прилегла. Папа благодарит и дарит Лукичу воблу.
Июня 2001 года.
Лука приготовил домашнее задание - витраж (акварель, маркер, бумага), и принес с собой глиняную свистульку, фотоаппарат и кукольный набор "Доктор".
Лука садится и легко щелкает замочками чемоданчика.
Кристина: "Сегодня хорошо открылись".
Лука: "Сегодня я проверю силу вашего духа".
Достает трубочку «тещин язычок» из карнавального набора со скрытой пищалкой. Первым дует папа: язычок развернулся, трубочка запищала. Смех. Затем Кристина, получилось, но чуть потише. У мамы звука нет, а у Марины трубочка развернулась не до конца.
"Победили папа и Кристина! Скажите, Борис, а где живет ваш Сильный дух?"
Папа показывает на грудь.
Кристина: "В самой серединке".
Лука: "Я оставляю вам в дар маленькую птичку. Она будет приободрять вас". В руках Лукича глиняная свистулька.
Кристина протягивает ручки, берет птичку и сразу начинает дуть в четком ритме и с мелодией. Лука раздает инструменты взрослым: бубен, трещотку, маракас. Пою народную песню: "Розан, ты мой розан", все подыгрывают, а Кристина на протяжении всей песни выдерживает четкий астинатный ритм.
Мама: "Настоящий ансамбль получился. Доченька, у тебя щечки разрумянились!"
Кристина: "Лука Лукич, теперь это моя птичка? Здорово! А мы сказку будем сочинять?" Она помнит, что по телефону мы договорились сочинять сказку.
Кристина: "Я название скажу. Итак: «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ». Жили-были три медведя. Однажды они проснулись, а один медвежонок горько плачет".
Лука: "Что ты плачешь?"
Кристина: "Я потерял свою любимую ложку".
Лука: " Медвежата надели рюкзачки и пошли в поход".
Лука передает Кристине медвежонка, что сидит на диване. Кристина встает и достав из шкафчика ещё двух медвежат, раздает игрушки маме и тете Марине. Себе оставляет самого маленького медвежонка...
Лука: "Пошли в поход и запели:
Неуклюжий медвежонок
жил в берлоге с мамой, с папой.
Был послушный, как котенок,
от природы косолапый.
Никогда медведь не плакал
знал он песен очень много…"
(Лука поет, все подыгрывают на инструментах.)
" Шли они, шли, и на встречу им…"
Кристина: "Волк! Они испугались".
Марина: "Не бойтесь! Я добрый волк. Я тоже хочу искать любимую ложку с вами".
Мама: "Пойдём к собаке Гуффи, она нам поможет".
Медвежонок, Гуффи и серый волк находят ложку у сердитой собаки.
Кристина вставляет Медвежонку ложку в лапы. Медвежата подпрыгивают от радости.
Кристина: "Они устали. Тихо, Медвежонок засыпает".
|
Кристина укладывает его на подушку, начинает наигрывать на свистульке. Лука поет колыбельную. Кристина начинает говорить шёпотом, остальные тоже.
"Лука Лукич, как ты думаешь, что ему снится?" – спрашивает Кристина шепотом.
Лука достает из чемоданчика зеркальце, кладёт рядом с медвежонком: "Я вижу в своё зеркальце, что медвежонку снятся хорошие сны. Сейчас я снимаю их ваткой в специальную коробочку, чтобы потом в своей лаборатории сделать из этого специальный порошок. Если его выпить, начинают сниться прекрасные сны". "Когда у медвежонка с собой ложка, у него в глазах прекрасные сны… А мне не снятся сны. Дашь мне твоего порошка?"
Затем Кристина и доктор рисуют и обмениваются рисунками. Кристина рисует Лукича в детстве и просит разрешения раскрасить одноцветный рисунок доктора, чтобы повесить на стену.
После чая Кристина "лечит" Луку и надевает ему колпачок от страха: "Страх, беззубый старичок, полезай-ка в колпачок!"
Мама: "Это как раз для нас колпачок, когда уколы делаем".
Кристина: "Мучают меня!.."
Фотографируемся, Кристина держит Луку на коленях.
Кристина: "Я пойду, Лукич, лягу. Пока!"
Июля 2001 года.
Кристина только проснулась: долго спала после трудного дня: ездили в Новоспасский мужской монастырь к Святой Матроне. Кристина в кровати: болит спинка. Реприза с открыванием чемоданчика. Кристина рассматривает бусинки, достает кусочек глины, мнёт в руках: "Ты слепи кого-то". Леплю коня. Кристина: "А ещё слепи того, кто будет на лошади". У меня получается медвежонок. "А можно слепить дом, и в нём все?" Дом вырезаю из бумаги: с окошками и дверкой. Пытаемся сочинять сказку, но сегодня это не получается. Кристина просит спеть. Устраиваем вместе с мамой и папой оркестрик, поём и играем.
Говорит она мало. Молча перебирает реквизит в чемоданчике Лукича, находит шприц и делает Луке укол.
"Давай рисовать!" Встает с кровати: "Быстрей кресло, мамочка! Больно стоять!"
Начинает пастелью затушевывать лист, мгновенно устает, ложится. "Давай попоём".
Лукич снова раздаёт инструменты, звучат песенки о лошадях.
" Мама, закрой меня. Извини, Лука Лукич, я с тобой мало поиграла…"
Августа 2001 года.
Мама: "Когда звонок услышали, у Кристинки аж дыхание…"
Кристина, перебивая маму: "Дыхание остановилось!"
Мама: "Так ждала!"
Полтора месяца они жили на даче, приехали на три дня. У Кристины 7 августа был день рождения, и сегодня Лука Лукич приготовил ей подарок: театрик с картонными куколками к сказке "Дюймовочка".
Кристина ложится на диванчик у окна. Луку я сажаю рядом с ней, а сама начинаю представление. Играю на блок-флейте и рассказываю сказку.
Внезапно Кристиночку охватывает боль. Мы помогаем ей дойти до кровати. Кристина кричит от боли, мама даёт лекарство. Обезболивающее действует все более короткий срок.
Я собираю реквизит, подхожу к кроватке попрощаться. Мама Лейла гладит Кристиночке плечико. Девочка наша лежит на левом боку, лицом к стенке. Лука гладит спинку: "Пока, моя дорогая, отдыхай".
Кристина (обезболивание уже подействовало): "Сыграй ещё на флейте". Сажаю Лукича, играю ирландскую мелодию.
Кристина: "Я хочу тоже играть".
Приподнимается в кровати, мама подкладывает подушку. Показываю, как ставить её нежные пальчики на флейте. Кристина извлекает несколько негромких звуков. Тихо улыбается: "Получается, Лука Лукич."
И через некоторое время: "А спой, как в церкви поют…" Я пою псалом "Благослови, душе моя Господа…"
"Мне нравится, как в храме поют". Рассказывает, как купалась в Святом источнике села Талеж под Чеховым.
А потом с небольшой паузой: "Сыграй "Пусть бегут неуклюже…", а мы с мамой споём?"
Играю, они поют, обнявшись.
Сентября 2001 года.
Вернулись на днях из-за города. Сегодня дома папа Борис, они с Кристиной рисуют покемонов.
Лука садится у постели: "Здравствуй, моя милая! Поздравляю тебя с… пятницей!"
Кристина смеётся.
" Я принёс тебе подарок". Достаёт из чемоданчика театральную марионетку в розовом одеянии.
Кристина: "Ух-ты!!!" Берёт, покачивает куколку на ниточках, что-то напевает.
"А это что еще у тебя?" - "Музыкальный инструмент, металлофон. Сыграть?" - "Можно я сама?" Начинает наигрывать необычную импровизированную, завораживающую ритмом и мелодической интонацией мелодию по полутонам.
Лука: "Хочешь попробовать с флейтой? Играй: ре-фа-ре-фа (D-F-D-F)"
Кристина повторяет, я играю старинную мелодию, но через несколько тактов слышу, что молоточки металлофона выстукивают первоначальный наигрыш: A-A-B-H, A-A-B-H, C-C-Cis-D, C-C-Cis-D...
Кристина: " Наигралась, спасибо." Щиплет Луку за нос.
Лука: " Все бедного Лукича за нос дергают!"
Кристина: "А я твой нос люблю…Спать уже хочется".
Мама: "Кристиночка, ты ляжешь?"
Кристина, обращаясь к Луке: " Извини меня, пожалуйста…Приезжай ещё поскорей".
Мама переносит девочку на кровать: Кристина сама не ходит.
Меня провожает Борис, рассказывает, что после купания в Святом источнике последнее время сильных болей почти нет. Они ждут улучшения состояния Кристиночки…
Октября 2001 года.
Собираюсь к Кристине, уже договорилась с мамой о времени. В последний момент перед выходом – звонок. Лейла передает слова Кристины: "Скажи Луке Лукичу, пусть приезжает, когда я буду чувствовать себя получше. Что ж он приедет, а я такая, и даже поиграть с ним не смогу."
-Извините нас, Лариса.
-Хорошо, я буду звонить, а Лука Лукич напишет письмо.
Октября 2001 года.
Звоню почти через день. Кристина в основном спит. Сегодня мама позвонила сама, рассказала, что Кристине тяжело дышать, отек легких. С утра "еще ничего", к вечеру боли усиливаются. Все понимает, говорит: "Ничего не надо, уйди, я хочу одна…" Или стонет и просит: "Мамочка, ну, пожалуйста!!!"
Я спрашиваю, получили ли они письмо? Не смотрели ещё в ящике: не отходят от Кристиночки.
Октября 2001 года.
У Кристины был Аркадий Николаевич. Письмо от Луки Лукича ей прочитали - она не отреагировала, но всё слышала. Я понимаю, что Кристину больше не увижу…
Она тихо отошла 16.10.2001 г. в 13 часов 30 минут…
Октября 2001 года.
Лейла по телефону: "Ночью перед смертью говорила тихо-тихо, по три-четыре буквы произносила от слова. И вдруг так чётко: "Я хочу мороженого".
Она не спала. Ночью спокойная была, не кричала. Я не могла понять, как такое может быть, думала это от лекарств. А утром совсем плохая.… При всех умерла…Спокойно-спокойно… Пусто. Всё её здесь: вещи, игрушки.… Но она хоть отмучилась. Такие мучения ребёнок перенёс. Ничто не радовало…Ничего не надо было. Сама устала. Потому, может быть, так и лучше для неё… Она такая взрослая лежала, как невеста, в восемь лет. Спокойная, спокойная…"
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статьи из сборника
Puppets and Therapy
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!