Влияние общественной жизни на развитие культуры. Отмена — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Влияние общественной жизни на развитие культуры. Отмена

2017-10-07 282
Влияние общественной жизни на развитие культуры. Отмена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

крепостного права, рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственным образом сказались на развитии куль­туры второй половины XIX в. На общий уровень культуры народов России в эпоху быстрого развития капитализма оказали влияние пот­ребности народного хозяйства и формирование новых классов бур­жуазного общества — буржуазии и пролетариата.

Рост промышленности, совершенствование техники производст­ва настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приоб­щение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше, хотя буржуазия и оставалась в своей массе невежественной.

Социальная база формирования интеллигенции стала значитель­но шире. Наряду с чисто дворянской и буржуазной интеллигенцией в России образовался накануне реформы и значительно расширился в последующие десятилетия слой разночинской интеллигенции, во­бравший в себя наиболее демократические и революционные элемен­ты всех классов, но формировавшийся в основном из детей мелких чи­новников, служащих, низшего духовенства, мелкой буржуазии. Наи­более демократично настроенная разночинская интеллигенция идет служить в земские школы и больницы, агрономические и иные земс­кие организации, где меньше чувствовался казенно-бюрократичес­кий дух и где она могла оказывать посильную помощь народу. Раз­ночинская среда в городах вызывала демократизацию обществен­ного мнения и рост революционных настроений. Признанными идей­ными вождями этого направления были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, П. Л. Лав­ров. К лагерю передовой культуры принадлежало большинство вы­дающихся деятелей науки, литературы и искусства.

В пореформенный период под влиянием буржуазных реформ, рос­та освободительного движения в стране, революционно-демокра­тической идеологии наблюдалось заметное оживление всех сфер об­щественной жизни. Воздействие оказали также идеология, культу-


ра, наука других стран, в первую очередь марксизм, естественные науки, дарвинизм, передовые течения в искусстве.

Развитие капитализма, появление пролетариата и его антипо­да — буржуазии, быстрый рост пролетариата и рабочего движения стали социально-экономической основой формирования и развития социал-демократической идеологии. Велико было идейное влияние марксизма, в распространении которого большая роль принадлежала Г. В. Плеханову, созданной им группе «Освобождение труда», первым марксистским кружкам. В конце века в Россию перемещается центр мирового революционного движения, она становится родиной лени­низма. С середины 90-х гг. XIX в. начинается пролетарский этап освободительного движения в России, эпоха могучего воздействия ленинизма, первых крупных трудов В. И. Ленина, начало нового эта­па и в развитии всей культуры страны.

Все подлинно талантливые художники, все передовые деятели культуры и искусства не могли не отразить в своем творчестве ат­мосферу надвигающейся революции, часто независимо или даже вопреки своим субъективным взглядам. В. И. Ленин, объясняя все­мирно-историческое значение творчества Л. Н. Толстого, отметил именно это обстоятельство: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (Т. 20. — С. 19).

Одновременно в России сохранилось господствующее положение дворянского класса, занимавшего главенствующие посты в бюро­кратическом аппарате, имевшего огромные земельные латифундии и приобщавшегося к прибылям капиталистического производства при значительном сохранении полукрепостнических методов эксплуата­ции. Идеология этого класса менялась в буржуазном направлении, но оставалась в основе крепостнической и как господствующая идео­логия пыталась удержать основные позиции монархически-консерва­тивной и церковной культуры. Идейными вождями этой культуры были всесильный царедворец, обер-прокурор Синода К. П. Победо­носцев, влиятельный публицист, редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника» М. Н. Катков, редактор-издатель газеты-жур­нала «Гражданин» В. П. Мещерский и др.

Соотношение классов обусловило господство, как отмечал В. И. Ленин, культуры «помещиков, попов, буржуазии», наряду с элементами демократической и социалистической культуры (см.: Т. 24.—С. 120—121). Господство помещиков во главе с самодер­жавием обрекало многомиллионные массы на темноту, каторжный труд и нищету, забитость и безграмотность.

Помещики во главе с царем резко враждебно относились к просвещению всех народов России, всячески тормозили развитие народного просвещения. Александр III на рапорте о том, что в Си­бири мало грамотных, поставил резолюцию: «И слава богу». Пе­чально знаменитый деляновский циркуляр, получивший среди интел­лигенции название «о кухаркиных детях», выражал подлинный


взгляд высшей бюрократии о «вредности» образования для широких кругов народа — взгляд реакционного невежества, злобного мрако­бесия.

Просвещение и печатное дело. После 1861 г. в России увели­чивается сеть начальных школ. Они делились на церковно-приход­ские школы, народные училища Министерства народного просвеще­ния и земские школы. Наилучшее образование давали земские шко­лы с трехгодичным обучением, которые были лишь в 34 централь­ных губерниях. В них преподавали более прогрессивные учителя, воспитанные на передовых педагогических идеях эпохи. Этим был очень обеспокоен Победоносцев, который добился резкого увеличе­ния ассигнований на подчиненные Синоду церковно-приходские шко­лы. Если в 1882 г. на эти школы было отпущено 55,5 тыс. руб., то в 1886 г. — 120 тыс., а в 1895 г. — 3279 тыс., или в 60 раз больше. Победоносцев считал, что школы должны заниматься не столько образованием, сколько духовно-нравственным воспитанием в духе православия. Народные училища были в 1874 г. подчинены учи­лищным советам во главе с предводителями дворянства для ограж­дения их «от тлетворных и пагубных влияний». Близкими по типу к двухгодичным церковно-приходским школам были вольные школы грамоты, открывавшиеся по почину крестьянских сельских обществ. К концу века в начальных школах обучалось около 4 млн. де­тей (в том числе девочек 25%), а 7,5 млн., или 65%, детей школьного возраста было вне школ. Конечно, прогресс в начальном образова­нии был значительным. Процент грамотных среди новобранцев в армию в 1874 г. равнялся 21, а в 1900 г. — 49. По данным всеобщей переписи населения 1897 г., среди лиц старше 9 лет грамотных было 28%, в том числе среди мужчин 39%, а среди женщин только 17%. Среди молодежи доля грамотных была выше, чем среди стариков. Следовательно, грамотность населения росла в последние десяти­летия XIX в. быстрее, чем раньше, но все же распространение ее было недостаточным. Общая грамотность всего населения в 1860 г. составляла б%, а в 1897 г.— 21%.

Среднее образование развивалось гораздо медленнее. Основными типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реаль­ные училища. С 60-х до середины 90-х гг. число учащихся в муж­ских средних учебных заведениях выросло в 6 раз и составляло более 150 тыс. В женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Это был значительный шаг вперед, в чем можно видеть прогрессивное влияние капитализма, так как до 50-х гг. в стране совсем не было женского среднего об­разования. Положительным было введение реальных училищ, где значительно больше преподавались естественные дисциплины.

Получило дальнейшее распространение высшее образование. К существующим 7 университетам — в Москве, Петербурге, Киеве, Ка­зани, Юрьеве, Варшаве и Харькове присоединилось еще 2 — в Одес­се (1865) и Томске (1888). Число студентов увеличилось с 3,5 тыс. в 1855 г. до 16 тыс. к концу века. Университеты объединяли круп-


ные научные силы. Более быстрыми темпами расширялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое учили­ще в Москве (1868), политехнические институты в Риге, Киеве, Вар­шаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротех­нический в Петербурге. В конце 50-х гг. в стране было 14 высших учебных заведений, а к концу века — 63. Значительным достиже­нием было открытие высших женских институтов — Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России обу­чалось около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин.

В России было много частных школ, лицеев, пансионатов, где уровень преподавания был гораздо выше, чем в казенных школах, но плата за обучение была очень высокой.

Большое влияние на преподавание во всех типах школ оказывали передовые педагогические идеи, выдвигавшиеся в работах Н. Г. Чер­нышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, К- Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого.

Значительную роль в распространении образования имели раз­личные общественные организации, публичные библиотеки и читаль­ни, музеи, печать, другие общедоступные средства просвещения и са-. мообразования. Число публичных библиотек выросло с 280 в 60-х гг. до 862 в 1894 г. В сельской местности было более 3000 земских библиотек. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи (было открыто более 80 музеев), Географическое, Истори­ческое, Вольно-экономическое общества, комитеты грамотности. Ши­рокая деятельность комитетов грамотности, открывших воскресные школы для рабочих, различные курсы и кружки, вызвала злобную реакцию Победоносцева, в припадке ярости назвавшего эти коми­теты «буйными сборищами стриженых девиц».

Развитие образования было невозможно без книг, журналов, газет. В стране за 30 последних лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе много крупных. По числу назва­ний в 1861 г. в России было издано 1773 книги, а в 1895 г. — 8699. Многие издательства издавали очень быстро и высококачествен­но. В. И. Ленин закончил в ссылке свою большую монографию «Развитие капитализма в России» в январе 1899 г., а в конце марта этого же года книга была напечатана. «Издана прекрасно»,— пи­сал Ленин из Шушенского.

Издательства О. Поповой, И.Д.Сытина, А.С.Суворина, Ф.Ф.Пав-ленкова, товарищества «Посредник» издавали много книг для народа «возможно лучшего содержания по удешевленным ценам». Демо­кратический книгоиздатель Павленков издал серии «Жизнь заме­чательных людей» (180 книг), «Пушкинская библиотека», «Попу­лярно-научная библиотека». Буржуазный журналист Суворин изда­вал массовыми тиражами серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека». Большой популярностью пользовались журналы «Со­временник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» демократического направления, исторические журналы «Русская


старина», «Русский архив», «Исторический вестник», научно-попу­лярный «Вокруг света» и др. Много подписчиков имели либераль­ные журналы «Вестник Европы» и «Русская мысль» и консерва­тивный «Русский вестник» Каткова. К концу века в России издава­лось 105 ежедневных газет.

Основная заслуга в распространении просвещения, передовых педагогических идей и книг принадлежала демократической интел­лигенции, воодушевленной идеями служения народу. Она была еще сравнительно малочисленной. Постоянным педагогическим трудом, по данным переписи 1897 г., было занято 171 тыс. учителей; ученых и литераторов насчитывалось около 3 тыс., артистов и художников -18 тыс., врачей — 17 тыс., занятых книжной торговлей — 5 тыс. Изменился внешний вид интеллигенции. К ужасу Победоносцевых, женщины коротко стригли волосы, самые смелые мужчины к концу века стали брить бороды и усы. Высшая бюрократия и сами цари относились к интеллигенции со снобистским пренебрежением, поэ­тому ее труд за небольшим исключением оплачивался очень низко. Особенно тяжелым было положение учителей народных училищ и школ. «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учи­телям,— писал В. И. Ленин.— Им платят жалкие гроши. Народ­ные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах» (Т.—23.—С. 129). Большинство народных учителей полу­чало по 180—360 руб. в год, что было в 4—6 раз меньше зарпла­ты среднего чиновника. Но демократическая интеллигенция сыгра­ла главную роль в культурном развитии страны, стала реальной силой в народном образовании.

Наука и техника. Во второй половине XIX в. ученые России до­бились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки.

60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естествен­ных наук. Наряду с работами Чарлза Дарвина всемирное значе­ние имели открытия И. М. Сеченова (1829—1905), И. И. Мечни­кова (1845—1916), К- А. Тимирязева (1843—1920).

И. М. Сеченов был крупнейшим естествоиспытателем-материа­листом. Его обобщающие труды «Рефлексы головного мозга», «Фи­зиология нервной системы» и др. были написаны на основе много­численных опытов в созданных им физиологических лабораториях в России и во многих заграничных лабораториях. Он явился ос­новоположником отечественной физиологической школы и естест­веннонаучного направления в психологии.

И. И. Мечников работал в области биологии и медицины. За раз­работку теории иммунитета он получил Нобелевскую премию. Дол­го работал в университете в Одессе, где создал первую в России бактериологическую станцию (совместно с Н. Ф. Гамалеем) для борьбы с инфекционными заболеваниями. Создатель первой в Рос­сии школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, И. И. Мечников был вынужден уехать в Париж, где возглавлял лабораторию в знаменитом институте Л. Пастера, но сохранил по-


стоянные связи с отечественными учеными, со своими учениками.

Основоположник русской школы физиологии растений К- А. Ти­мирязев исследовал процесс фотосинтеза, раскрыл роль хлорофил­ла в этом процессе. Книга Тимирязева «Жизнь растений» выдержала десятки изданий на многих языках.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-хими­ков Д. И. Менделеева (1834—1907), А. М. Бутлерова (1828—1886), Н. Н. Зинина (1812—1880) и др. Д. И. Менделеев открыл перио­дический закон химических элементов. Составленная им на основе этого закона периодическая таблица позволила ему предсказать и описать еще неизвестные науке элементы, существование которых подтвердили дальнейшие исследования химиков. Открытие Менде­леева Ф. Энгельс назвал «научным подвигом».

Академик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Д. И. Мен­делеев писал, что в «химии существует бутлеровская школа, бут-леровское направление».

Возникновение единой математической школы в России, кото­рая вскоре становится в ряд ведущих в мире, связано с именем П. Л. Чебышева (1821 — 1894). Этот крупнейший математик второй половины XIX в. плодотворно работал в различных областях: теории приближения функций многочленами, теории чисел, интегральном исчислении, теории вероятностей, теории механизмов. Многие поня­тия этих теорий связаны с его именем: «многочлены Чебышева», «не­равенство Чебышева», «формула Чебышева» и др. Им был доказан закон больших чисел.

Ученики Чебышева А. А. Марков (1856—1922), А. М. Ляпунов (1857—1.918), В. А. Стеклов (1863—1926) и др. внесли огромный вклад в развитие науки. Их работы, как и труды П. Л. Чебышева, считаются классикой математики.

По представлению Чебышева в Петербургскую Академию наук была избрана в 1889 г. членом-корреспондентом первая женщина С. В. Ковалевская (1850—1891). За математические работы Ко­валевской были присуждены премии Парижской и Шведской Ака­демий наук, она работала профессором математики в Стокгольмском университете.

Всемирно известным центром математической науки было также Московское математическое общество, созданное профессурой Мос­ковского университета. Издававшийся обществом «Математический сборник» был одним из авторитетнейших журналов в России и в других странах и издается до сих пор.

Широкое признание во всем мире получили труды большого ученого-физика А. Г. Столетова (1839—1896) в области электри­чества и магнетизма. Исследования Столетова, доложенные им на 1-м конгрессе электриков (1881), способствовали утверждению электромагнитной теории света. Открытие первого закона фотоэф­фекта принесло Столетову мировую известность. Он внес сущест­венный вклад в исследование теории газового разряда, признанный


во всем мире. Он создал в Московском университете первоклас­сную лабораторию, был организатором физического института при университете.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым (1847— 1894) была изобретена электрическая свеча (дуговая лампа). Не най­дя применения ей в России, Яблочков уехал в Париж и там раз­работал и внедрил систему электрического освещения — «русский свет» или «свечу Яблочкова», которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и затем была внедрена в ряде стран. Впоследствии Яблочковым было сделано и внедрено несколько круп­ных изобретений в Петербурге в области генерирования электри­ческой энергии. Русский электротехник А. Н. Лодыгин (1847—1923) изобрел электрическую лампу накаливания сначала с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями. Ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для тела накаливания. Русский электротехник М. О. Доливо-Добровольский (1862—1919) решил проблему, над которой бились электротехники многих стран, — про­блему передачи электроэнергии по проводам на значительное рас­стояние, разработав свою знаменитую систему трехфазного тока и создав все элементы трехфазных цепей переменного тока. В 1891 г. на Всемирной электротехнической выставке он продемонстрировал впервые в мире передачу электроэнергии на 170 км. Это явилось решающей вехой в использовании электроэнергии для промышлен­ности и транспорта. Инженеры Н. Н. Бернардос и Н. Г. Славянов впервые применили дуговую электросварку металлов в 70-х гг. XIX в.

Основоположником радиосвязи был профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов (1859—1905). Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. 7 мая (День радио в нашей стране). В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Крон­штадте в 5 км. В 1881 г. А. Ф. Можайским (1825—1890) был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Скромный учитель физики в Калужской гимназии К- Э. Циолковский (1857— 1935) опубликовал первую печатную работу о дирижабле, а с 1896 г. упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и пред­ложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпла­нетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса.

Развитие географической науки связано с деятельностью ака­демика П. П. Семенова-Тян-Шанского (1827—1914). Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем Географического общества, орга­низовывал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н. М. Пржевальского, в Новую Гвинею — Н. Н. Миклухо-Маклая и многих других. Его экономическими и ста­тистическими работами пользовались К- Маркс и В. И. Ленин.

Гениальный русский ученый В. В. Докучаев (1846—1903) создал новую науку — почвоведение. Вместе со своими учениками Докучаев провел глубокое исследование почв Центральной России.


Его труд «Русский чернозем» стал классическим в мировой науке изучения почв.

В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н. Г. Чернышевский, А. П. Щапов, Г. А. Лопатин, П. Л. Лавров давали достойный от­пор попыткам официозных ученых оправдать существование само­державия, угнетения народа. Крупный вклад в развитие буржуаз­ной историографии по истории России был внесен выдающимися историками С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским. Сложились шко­лы историков по изучению средневековой Европы (Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов), истории Византии (В. Г. Васильевский), труды которых получили мировое признание.

Глубокий след в развитии философской мысли оставили труды русских философов-идеалистов В. С. Соловьева, П. Д. Юркеви-ча, К. Н. Леонтьева, Н. Н. Страхова, С. Н. Трубецкого и др.

Литература и искусство. Господствующим направлением в рус­ской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией про­грессивной литературы и демократического искусства. Каждый круп­ный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостя­ми и печалями, светлыми и темными сторонами, но каждый по-своему, через призму своего восприятия. Это отражение действи­тельности давалось авторами чаще всего неосознанно, путем рас­крытия психологии отдельных людей, представлявших социальную психологию и идеологию классов и различных слоев.

В тематическом многообразии художественной литературы Рос­сии этого периода выделяются произведения о народе, прежде все­го о крестьянстве. «Пора прекратить любезничанье с народом»,— провозгласил в 1860 г. Н. А. Добролюбов. В произведениях писате­лей народнического направления, пешком исходивших целые губер­нии,—В. А. Слепцова, Н. Н. Златовратского, Николая и Глеба Ус­пенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации. Прекрасно зная деревню, они показали, как деньги развращают мужика, как рождаются доморощенные деревенские хищники. От некоторой идеализации деревни Златовратским, опи­савшим появление хозяйственных мужиков с чувством общественной ответственности, до горького признания Гл. Успенского, что верхово­дят в деревне люди «живорезного направления», проходит красной нитью горькое разочарование писателей-народников в том народе, который они вначале придумали. Прав был один из критиков, пи­савший, что ценой мученического скитальчества Гл. Успенского по Деревням, наполнявшего болью его живое сердце, мы приобрели в его произведениях такое познание деревни, которого не могут Дать десятки томов самых добросовестных статистико-экономичес-Ких исследований.


Еще большее развенчание простого хозяйственного мужика, пре­вращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что от хозяйствен­ного мужика до мироедства «один только шаг». Однако настояще­го мужика, подлинный тип русского крестьянина дал лишь Л. Тол­стой, что было отмечено Лениным. Начиная от «Казаков» и Плато­на Каратаева в «Войне и мире» до последних произведений Л. Тол­стой больше обращал внимание не на быт, а на сознание, психо­логию крестьянина, на его духовное состояние. Проявив глубочай­шее проникновение в душу простого крестьянина, Толстой передал вместе с тем и «психологию крестьянской массы». «Его непрестан­ное, полное самого глубокого чувства и самого пылкого возмущения, обличение капитализма передает весь ужас патриархального кре­стьянина,— писал В, И. Ленин,— на которого стал надвигаться новый, невидимый, непонятный враг,...разрушающий все «устои» деревенского быта...» (Т. 20.— С. 21).

Крупные писатели постоянно затрагивали самые животрепещу­щие, самые глубинные темы, но острие направлялось на критику тех условий жизни, которые обрекали народ на одичание, нищету, безграмотность, а лучших представителей интеллигенции заставля­ли мучительно задумываться о том, как выйти из этого положения. Эти искания гениально передал Ф. М. Достоевский в романах «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот» и др.

Русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов («Кто виноват?», «Что делать?», «Много ли человеку земли нужно?») заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. «Огромное вы делаете дело,— писал Горький Чехову,— вашими маленькими рассказиками,— возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт возьми». Огромное дело делала и вся российская литература, поднимая культуру народа, пробуждая лучшие чувства, славя сво­боду, призывая к добру и милосердию. С другой стороны, она учи­ла ненависти к людям-паразитам, к мерзости и пошлости в жизни, непримиримости в борьбе с подлостью, тупой чванливостью, униже­нием и эксплуатацией человека. Русская литература разглядела и некоторые опасные тенденции в революционном движении. В романе Ф. М. Достоевского «Бесы», в ряде произведений Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, А. К. Толстого и других предсказаны разруши­тельные последствия отказа от нравственности в политической борьбе. В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и «Могучая кучка» композиторов. Новые веяния в искусстве не были стихийными. Они были осмыслены и идейно обоснованы Н. Г. Чернышевским, В.В.Ста­совым, И. Н. Крамским, М. А. Балакиревым.

Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н. Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», явившей-


ся настоящим событием в развитии эстетической науки. Основной вывод он сформулировал так: «Задачей автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к яв­лениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мне­ния, будто бы истинно прекрасное... не существует в объективной действительности и осуществляется только искусством... Исследова­ние вопроса о сущности прекрасного привело автора к убеждению, что прекрасное есть жизнь». При этом сфера искусства не ограни­чивается прекрасным, «общеинтересное в жизни — вот содержание

искусства».

Началом подлинного перелома в живописи послужили выстав­ки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего кар­тины В. Г. Перова (1833—1882) «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на пасхе» и др. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В. В. Стасов писал: «На­ше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содер­жание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно».

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знамени­тый «бунт тринадцати». Лучшие выпускники решительно отказа­лись от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и соз­дали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И. Н. Крамской (1837—1887). Крамской указывал, что «художник есть критик общественных явлений, какую бы кар­тину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное — та неуловимая идея, ко­торая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен». Товарищи признавали Крамского самым умным и самым образованным из художников. Все они признавали его и П. М. Тре­тьякова самыми компетентными судьями в оценках произведений

живописи.

В 1870 г. было создано в Петербурге Товарищество передвиж­ных художественных выставок на кооперативных началах, члена­ми-учредителями которого были Г. Г. Мясоедов, И. Н. Крамской, В. Г. Перов и Н. Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Одес­се, Риге, Казани, Харькове, Кишиневе и других городах. В разное время в Товарищество входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Ма­ковский, А. К. Саврасов, А. М. и В. М. Васнецовы, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи и др. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Ака­демию художеств. Ведя все дела Товарищества, Крамской способ­ствовал его расцвету. Помимо его энергии и организаторского талан­та Товарищество многим было обязано критику В. В. Стасову и П. М. Третьякову. Стасов оценил гений Репина, когда еще никто не придавал ему значения. Большое значение для Товарищества И для развития русского искусства имела собирательная деятель-


ность П. М. Третьякова, создавшего лучшую в мире по своему богатству и значению национальную галерею. У него был исключи­тельно тонкий художественный вкус. Крамской говорил, что у Треть­якова особое чутье. Он не покупал картины Семирадского, поль­зовавшегося большим успехом, а купил картины никому не извест­ных Первухина и Нестерова, и его оценка оказалась правильной. Покупая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. Третьяков сделал свою галерею картин пуб­личной, а потом подарил ее городу Москве.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70—80-е гг. Все­го было устроено 48 выставок. Искусство передвижников разви­вало критический реализм. С демократических позиций оно правди­во изображало жизнь, прославляло величие народа, обличало его угнетателей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчест­ве высочайших вершин, был И. Е. Репин (1844—1930). В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины «Бурлаки на Волге», о которой Стасов писал: «Художник со смелостью, у нас беспри­мерной, окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народ­ных интересов, народной щемящей действительности». В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репин изобразил предста­вителей разных социальных групп, сумел отразить их положение в обществе. Он одним из первых стал писать картины о револю­ционерах-народниках: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Последнюю Стасов называл «шедевром исторической вечности». В драме одной семьи Репин раскрыл трагедию целого поколения.

В исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников XIX в. В. И. Сурикова (1848—1916), который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В карти­нах «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» изображены важнейшие исторические события. О «Боярыне Морозовой» Стасов отозвался так: «Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине». В этом жанре также работали Репин («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы»), Н. Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея») и В. М. Васнецов («Богатыри», «Витязь на распутье», «Битва славян с кочевниками»). В картине «Богатыри» символи­чески показаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор врагам.

В жанре бытовой живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Вл. Ма­ковский в картинах «Крах банка», «На бульваре», «Не пущу!» и др. отразил быт новой, капиталистической России. В картине «Не пущу!» изображена женщина в дверях кабака, не пускающая туда своего мужа,— страшная трагедия жизни. «Таких поразитель­ных картин на свете не много писано»,— отозвался о ней Стасов.


Социальные мотивы нашли отражение и в картинах Перова «Про­воды покойника», «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь», Касаткина «Углекопы», С. В. Ива­нова «Смерть переселенца», «Обратные переселенцы», В. М. Мак­симова «Семейный раздел», Г. Г. Мясоедова «Земство обедает».

Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы Крам­ского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократичес­кие взгляды Крамского нашли отражение в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, социальный протест («По­лесовщик», «Мика Моисеев», «Крестьянин с уздечкой»). Он дал ряд произведений, стоящих на грани портрета и тематической карти­ны: «Неизвестная», «Неутешное горе», «Христос в пустыне». Пре­красные портреты писали также Репин (Мусоргского, Толстого), Перов (Островского, Даля, Достоевского, «Странник»).

Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живо­писи. Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу шедевров мировой живописи. Удивительные ви­ды моря дал в своих картинах талантливый художник И. К. Айва­зовский.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская на­циональная музыкальная школа, основателем которой был М. И. Глин­ка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки»: М. А. Ба­лакирев (1837—1910), Ц. А. Кюи (1835—1918), М. П. Мусоргский (1839—1881), А. П. Бородин (1833—1887), Н. А. Римский-Корса-ков (1844—1908). Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Под его руководством она превратилась в творческий коллектив, объединенный идейным единством, общими взглядами. Все творчест­во композиторов «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни («40 русских народных песен» Балакирева и «100 русских народных песен» Римского-Корсакова). Композиторы по примеру Глинки использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Сло­ва о полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского «Снегурочка», оперы «Майская ночь» и «Ночь пе-Ред рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка».

Очень часто композиторы обращались к сюжетам русской Истории. На эти темы были созданы оперы Мусоргского «Хо­ванщина», Римского-Корсакова «Псковитянка», «Царская не­веста».

В 60—70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вы­шла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композито­рами «Могучей кучки» этому способствовали близко примыкавший


к ним П. И. Чайковский, братья Рубинштейны, А. Н. Серов, В. В. Ста сов. Организуется Русское музыкальное общество (РАЮ) снача. ла в Петербурге, затем в Москве и в других городах России Большую роль играли консерватории в Петербурге и в Москве. Е 1862 г. композиторы «Могучей кучки» создали Бесплатную музы кальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

П. И. Чайковский (1840—1893) относился к «кучкистам» с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М. Ба­лакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», оперу «Черевички» (по Гого­лю), «Чародейка». В 1876 г. он создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г.—«Спящую красавицу», в 1892 г.—«Щелкунчика». Ком­позиторы «Могучей кучки» и П. И. Чайковский создали шедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музы­кальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой му­зыкальной классики. Их произведения не сходят со сцены многих стран.

Вторая половина XIX в, стала переломной и для русского те-атра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского дра­матурга А. Н. Островского (1823—1886). Это была эпоха Остров­ского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обли­чительного «нравственно-общественного направления». Прекрасное знание быта и психологии людей, умение мастерски построить сюжет, удивительно красочная живая речь, тонкий юмор и разя­щая сатира отличают большинство пьес Островского. В цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и др. точно и ярко по­казаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме «Гроза» передана тягостная, давящая атмосфера «темного царства». Оно страшно не только силой хамства и гнета Каба­нихи и Дикого, но и слабостью, трусостью, полной капитуляцией окружающих. Гордую решимость Екатерины, не сломленную наси­лием, Добролюбов расценил как «луч света», как признак глубо­кого протеста, зреющего в стране. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных женщин в мире торгашества, обмана, лицемерия («Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники»). Среди произведе­ний Островского были исторические драмы, изумительная пьеса-сказка «Снегурочка». По замечанию Ф. М. Достоевского, Остров­ский писал «повести в ролях». Островский способствовал созданию новой школы в драмат


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.