Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-07 | 448 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процесс обучения в самых существенных чертах можно рассматривать как аналог (нечто сходное, подобное) общественно-историческому познанию.
Сходство | Различие |
1. Это всегда открытие нового как для всего человечества, так и для участников педагогического процесса | 1. В обучении открывается не объективно новое, неизвестное, а новое только для ученика (субъективно новое) |
2. Это сложный диалектический противоречивый процесс. Сущность диалектики познания раскрывается в его внутренних противоречиях | 2. В обучении возникающие противоречия становятся движущей силой лишь при определённых условиях. |
3. И в том, и в другом процессе есть этапы, определённая структура. Общественно-историческое познание идёт от «живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике». В обучении «живое созерцание» – это восприятие учебного материала из различных источников | 3. Процесс обучения «обрастает» специфическими этапами (звеньями). Например, этапом стимулирования учения, создания положительной мотивации, установки на усвоение, этапом закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков |
4. И там, и там важна практика. Истина всегда проверяется практикой, жизнью | 4. Роль практики в обучении не столь велика. Ученик изучает уже устоявшиеся истины, поэтому они не нуждаются в перепроверке. Да и человеческой жизни не хватит, если всё перепроверять. Обучение идёт экономичнее, под руководством учителей, преподавателей, изучаемый материал дидактически обработан в зависимости от возраста |
Суть познания – в противоречиях, через разрешение которых и идёт движение к истине. Основным движущим противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями к обучаемым и их возможностями (наличным уровнем знаний, уровнем их умственного развития, мотивами, способами деятельности и пр.). Приведение знаний, умений, мотивов, способов деятельности в соответствие с новыми требованиями снимают противоречие лишь в данный момент, а затем появляются следующие требования, которые опять вступают в противоречие наличным, достигнутым уже уровнем.
|
Поэтому основное противоречие является неисчерпаемым на всём протяжении процесса обучения.
Но противоречие становится движущей силой обучения лишь при определённых условиях. Иначе как понять то, что противоречия существуют объективно, а ученик не хочет учиться? М. А. Данилов выделил следующие условия:
1. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия – явно осознаваемой ими необходимостью.
2. Соразмерность противоречия с познавательным потенциалом учащихся (быть не слишком сложным или слишком легким).
3. Обусловленность и подготовленность противоречия всем ходом учебного процесса, его логикой.
Задачи и функции обучения
Выделяют три главные функции обучения: образовательную (научающую), развивающую, воспитывающую.
Образовательная функция. Перед обучающими прежде всего стоят задачи:
1.Вооружить учащихся системой научных знаний.
2.Научить их самостоятельно добывать знания и применять на практике, т. е. сформировать необходимые умения и навыки.
Таким образом, знания, умения и навыки – это результат образовательной (научающей) функции процесса обучения.
Знания – это обобщённый опыт человечества, выраженный в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий.
Знания – очень подвижный компонент образования. Идёт процесс постоянного увеличения объёма знаний. Часть информации устаревает, требуется постоянное обновление содержания образования. Поэтому важнейшей проблемой современной отечественной и мировой дидактики является проблема отбора содержания образования как для средней общеобразовательной, так и для профессиональной школы.
|
Чтобы решать задачи обучения, недостаточно только «передать» знания ученикам, необходимо, чтобы эти знания стали для них «своими». В психологии обучения есть специальный термин – «присвоение» знаний. Добиться этого нелегко. В практике обучения мы нередко встречаемся с формализмом знаний, оторванностью их от жизни. (Ученица грамотно пишет диктанты и сочинения, а в письме к подруге делает ошибки; или знает правило, но не умеет его применять; заученность наизусть без понимания…).
Вот почему необходимо руководить процессом усвоения знаний, чтобы знания были:
1) полными, не выпадали существенные звенья из системы знаний;
2) систематичными, упорядоченными, стройными, системными;
3) осознанными, для чего необходима самостоятельная критическая мысль ученика;
4) действенными, т. е. чтобы обучающиеся умели оперировать ими.
Поэтому необходима связь знаний с умениями и навыками.
К сожалению, используемые в нашем образовании (дошкольном, школьном, вузовском) технологии в целом ближе к знаниясуммирующим, чем к интеллектразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые – насущная задача образования на всех уровнях.
Философ Э. В. Ильенков писал: «Зубрёжка, подкрепляемая бесконечным повторением… калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые истины». Знания становятся догмой, не пригодной для практического использования. Такие знания «в лучшем случае не задерживаются в голове человека, в худшем – засоряют мозг и уродуют интеллект». При этом деградирует, надо полагать, не только ученик, но и учитель. По данным американских психологов, умение питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности – «стандартными таблетками школьных знаний» – без ущерба для собственного интеллектуального пищеварения даётся далеко не каждому, а только двум процентам из нас. Остальные же 98% теряют творческие потенции в ходе жёсткой сортировки детских идей на «правильные» и «неправильные»».
Умение – это знание в действии. Мы часто говорим: «Знает и умеет применять знания на практике». Умение – это осознанная, преднамеренная интеллектуальная деятельность, которая в учебном процессе нужна при решении сложных и новых задач, при выработке новых и сложных способов деятельности.
|
Таким образом, 1) умение – это целая система умственных и практических действий; 2) умение характеризуется большой обобщённостью, широтой переноса (сформировавшись в одних условиях, на одном материале, на одном учебном предмете, оно может быть перенесено, в отличие от навыка, на другие ситуации); 3) умения всегда связаны с творчеством (умение писать сочинения, решать нестандартные задачи; такие умения никогда не станут навыком!); 4) для образования умений необходимо варьировать упражнения, изменять условия, усложнять деятельность; 5) умения всегда связаны с осознанной целью.
Навык – тоже важнейший компонент обучения. Но в отличие от умения, он не обладает такой широтой переноса. Навык – это деятельность, которая в силу многократного повторения становится автоматизированной и выполняется безошибочно.
Навыки высвобождают сознательную деятельность от регулирования элементарных актов для решения более сложных задач. Например, навыки чтения, письма, выполнения медицинских процедур на муляжах и пр. При обучении надо обеспечивать взаимодействие навыков со знаниями и умениями. Иначе стереотипность навыка, стремление действовать по шаблону, трафарету, боязнь оторваться от привычного способа действий ограничивают инициативу и самостоятельность обучаемых.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!