Методы, приёмы, средства воспитания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методы, приёмы, средства воспитания

2017-10-07 356
Методы, приёмы, средства воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В профессиях типа «человек – человек» в общении с людьми важно научиться принимать безошибочные научно обоснованные решения. А для этого необходимо профессионально владеть методами воспитания как способами педагогической коммуникации, педагогического общения.

Под методами воспитания в педагогике следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения различных воспитательных задач. Как и весь педагогический процесс, методы имеют две стороны: деятельность воспитателя, который является здесь организатором и руководителем, и того, кого воспитывают, организуют, направляют. Таким образом, это взаимодействие, которое происходит в совместной деятельности и строится не на паритетных началах. Методы воспитания включают в себя ряд элементов, частей, деталей, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных педагогов или в разных ситуациях может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературе и в практике воспитания употребляется также понятие средство воспитания, или воспитательное средство. Методы и средства тесно связаны и применяются в единстве. В узком смысле к средствам воспитания относятся все предметы и произведения материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. п.). Живое слово – это тоже средство, причём наиважнейшее. В широком смысле или понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: игра, учение, труд, спорт, художественная самодеятельность, кружковая работа и др. На различных ступенях развития личности соотношение их меняется, так как меняется основной вид деятельности. Каждый из этих видов требует создания определённой системы отношений человека с окружающим миром (людьми, природой, произведениями искусства, учением, трудом…), что в свою очередь и оказывает решающее влияние на формирование личности. А. С. Макаренко справедливо утверждал, что именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы.

От чего зависит выбор методов и средств воспитания:

1. От целей, задач и содержания воспитания.

2. От принципов воспитания (например, учета индивидуальных и возрастных особенностей).

3. От уровня воспитанности личности, её культуры и образованности.

4. От стадии развития коллектива (ученического или трудового).

5. От мастерства педагога, родителя, воспитателя, руководителя, его педагогической позиции.

6. От материальной базы учреждения и др.

Нужно помнить также, что нет ни одного универсального метода или средства, в работе необходимо применять целую систему методов и средств. Но даже и система не может быть неизменной, она совершенствуется, пополняется новыми методами и средствами.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.