Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-07 | 269 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
П римерно в половине случаев применение стандартной процедуры ДПД Г приводит к завершению процесса пере работки и излечению даже наиболее тяжелых психических
травм. О днако если переработка соответствующего мате риал а тор мо зится, ее можн о стим улироват ь с помо щ ь ю ряда дополнительн ы х приемов.
1.. И зм енение направления, продолжительности, ско рост и ил и а мп литуд ы дви ж ени й глаз, и х постепенно е сдвигание то вверх, то вниз в горизо нтальной плоскости. Бол ь ш и й успех дает сочетание этих приемов.
2. Сосредоточение клиент а на всех телесных ощущени ях сразу ил и только н а наиболе е диско мфор т ны х и з ни х (без образов и представлений) в то время как характер дви ж ени й глаз подвергается систем атическим изменениям. 3. С тим улирование клиент а к откры тому в ы ра ж ени ю
подавленных э моций, невысказа нны х слов ил и свобод ном у проявлени ю всех дви ж ений, ассоцииру ющ ихс я у него с тем ил и ины м фи зическим напряжение м в теле. П р и этом в ып олня ю тс я серии дви ж ени й глаз.
4. С началом очередной серии движ ений клиенту пред лагают надавить пальцем или всей рукой на то место тела, где локализуются, не меняясь, дискомфортные ощ ущ ения. Увеличение давления может привест и к у м ень ш ению не гативных о щ у щ ени й либ о к появлению новых образов и мыслей, так или иначе связанных с травмирующ им вос поминанием. П роявивш ийся ассоциативн ый материал за тем избирают в качестве предмета воздействия.
5.. И зм енение точки ф окусировки во время выполне ни я последующ их серий дви ж ений. К лиент а просят со средоточиться на другой части образа травмирующего со б ы ти я либ о сделат ь обра з более ярким, у м ень ш ит ь ил и увеличит ь его, превратит ь в черно-белы й и т. д. М о жн о предложит ь пациент у припомнит ь звуковой стимул, в ы -
|
з ы ва ющ и й наибольш ее беспокойство, и сконцентриро ваться на нем.
6.. В сло жны х случаях применяетс я когнитивное вза имопереплетение. Эта стим улиру ющ ая стратегия соеди няе т адаптивну ю информаци ю, исходящ у ю от психоте рапевта, с м атериало м, появля ющ имс я в процесс е пси хотерапии у клиента.
Существует несколько вариантов взаимопереплетения:
• П сихотерапев т сооб щ ае т клиент у нову ю информа ци ю, которая позволяе т ему лучше понят ь драмати ческие события прош лог о и собственную роль в них. Затем клиент у предлагаю т думать о сказанно м ему и проводят серию дви ж ений глаз.
• Переопределение травмирующ ей ситуации через об ращ ение к значимым для клиент а лица м. Н апри м ер, один из ветеранов продолжа л обвинят ь себя за то, что когда командир приказа л пригнуться, он выполнил приказ, а его лучш ий друг этого не сделал и был убит. Ветеран испытыва л сильное чувство вин ы перед по гиб ш им за то, что он вовремя нагнулся, благодаря че му остался жив, но, ка к ему казалось, не сделал ниче го, чтобы предотвратит ь смерть друга. Психотерапевт спросил его: «Если бы это был ваш шестнадцатилет ни й сын, что бы вы велели ему сделать?» «Пригнуть ся!» — ответил ветеран. Психотерапевт предложил ему
«прост о думать об этом» и провел серию дви ж ений глаз, после чего чувство вин ы стало не таким болез ненным и переработка была успешно завершена.
• И спользование м етафор (аналогий) в ф орме притч, в ымыш ленн ы х истори й ил и примеро в и з жи з ни,
контекстуально соответствующих проблеме клиен та. С помо щ ь ю аллегорических историй могут быть проведены параллели с реальной ситуацией, дан ы скр ы т ы е подсказк и дл я наиболе е адаптивног о е е разреш ения. В ведение м ета ф орическо й информа ции может быть осуществлено ка к в ходе серии дви ж ение м глаз, так и вне ее, с последующ и м предло ж ение м клиент у поразмыслит ь об о всем услышан но м во вре м я следующей сессии.
|
• Сократический диалог, в ходе которого психотерапевт задает ряд последовательн ых вопросов. Отвечая на них, человек постепенно приходит к определенному логическому умозаключению. После чего ему предла гают думать об этом и проводят серию движений глаз.
П рименени е указанны х приемо в даже в трудных слу чаях способствует полно й переработке и нейтрализации травматическог о материала и устранению основных кли нических проявлений ПТСР.
ОСЛАБЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ИНЦИДЕНТА (ОТИ)
Автор методики — Ф ран к Джербод. Техника ослабле ни я травматическог о инцидент а состоит в просмотре, ви зуализации, повторно м переживани и проис ш ед ш е й трав мы (без прерываний, интерпретаций и ободрений). Это может быть просмот р одног о обособленног о собы ти я ил и серии соб ы тий, обоб щ енн ы х одно й те мо й (Ос новно е или Те м атическое О Т И), котора я ведет к сути
травмы. П р и помо щ и этого метода происходит когнитив на я переоценка соб ы тия.
В этом методе подчеркивается нейтральность терапев та. К лиент ы в этом методе — обозреватели, терапевт — ф асилитатор, а процес с назы вается «просмотр».
Необходи мыми условиями для работы является доста точно бодрое состояние клиент а в начале сеанса, доверие к терапевту и готовность разрешать проблему. Одна из за дач психотерапевт а — обеспечит ь клиенту безопасное те рапевтическое окружение, а также убедиться в том, что он хочет работать с проблемой.
М есто для терапии должн о быть изолированным, что бы ходу работ ы ничего не м еш ало. Процедура может за нять мно г о вре м ени, н о н и психотерапевт, н и клиент н е дол жн ы торопиться.
О б щ ени е с клиентом схем атично, четко определено. Н икаки х интерпретаций! Психотерапевт нейтрале н, он принимае т без комментарие в все, что бы клиент ни гово рил. Психотерапевт не дол ж ен позволят ь себе оценку ни в каком виде. Возможно, клиентначне т угрожать психоте рапевту, но и в этом случае — никаких обсуждений. Даже если у психотерапевт а возникают эмоциональные реакции, их не следует про являть. У клиент а может бы ть сильна я эмоциональна я реакция, он может захотеть остановить ся — психотерапевт должен его поддержать, чтобы он про должал работу, помочь ему вновь встретиться с тем, что он пережил во время травматическог о события. Задача тера певта — довести сессию до успешного завершения.
|
Техника проведения ОТИ очень простая. Терапевт объ ясняе т основн ы е правил а и описы вает процедуру: «Вам
нужно следовать инструкции и делать то, что я скажу. Мы дол жн ы работат ь не прерываясь. В аш а задача — вспом ни т ь эпизод, пройт и через нег о мно гократ но. Работаем до результата, остановимся, когда почувствует е себя луч ш е. Возможно, вам захочется со мно й что-либо обсудить, спросит ь совет, но этог о мы не будем делать. Я не буду давать советы, не буду вас оценивать. Ч т о б ы ло, то б ы ло. С ейча с пере д нам и стоит задача, чтобы эти воспо мина ни я н е м е ш ал и жи ть. М ы н е будем подробно обсуждать ва ш случай, я объясн ю, что нужно делать. Вам не следу ет с кем-либ о обсуж дать то, что произойде т на сеансе.
ПРОЦЕДУРА ОТИ
В спо мни т е трав м атический инцидент. П редставьт е себе, что вы об этом смотрит е фи ль м на видео. Просмо трите событие и скажите:
1 шаг. Когда это произош ло? 2 шаг. Где это произош ло?
Зшаг. К а к долг о это длилось? Если это цепочк а собы тий, вспо мнит е первое.
Когда вы определите, ка к долго длилос ь соб ы тие, то: 4 шаг. В ернитес ь к началу инцидента.
5 шаг. Вклю чит е кнопк у «видео», начнит е просмотр. (Если необходимо, закройт е глаза.) Ч т о Вы представля ете, видите, чувствуете? Кратко расскажите об этом.
6 шаг. П росмотрит е соб ы тие, пройдит е чере з инци ден т д о конца. Д айт е мн е з на ть, когд а завер ш ит е про смотр.
7 шаг. С кажи те, что произош ло? Ч то вы представляе те, видите, сл ыши те, чувствуете? К ратко расскажи те.
8 шаг. Вам нужно пройт и через этот эпизод много раз. Э то похоже н а повторный просмот р фи ль м а, когда его смотри ш ь несколько раз и замечаешь все больш е деталей и менее эмоционально реагируешь. Скажите вслух «нача ло», когда вернетесь к началу эпизода, просмотрит е эпи зод вновь. Можете рассказат ь то, что захотите, можете мн е рассказат ь только о новых деталях, которы е вы замечаете пр и повторно м просмотре. Когда зако нчи т е просмот р опят ь возвра щ айтесь в начало. П ройдит е все до конца.
|
9.. П осл е того, ка к вы нескольк о ра з просмотрите, я хочу узнать, луч ш е вам ил и хуже. И нциден т становитс я легче ил и тяжелее?
Если клиент говорит, что легче, необходимо начать сначала; если тяжелее или без изменений, спросите: «Мо жет, инцидент начался раньше?» П р и положительном от вете следует попросит ь обратиться к более раннему эпи зоду, пройд я ш аги 5—8.
Е сл и клиент н е мож е т вспо мни т ь более ранни е эпи зоды, следует спросит ь клиента, есть ли в его опы те что- либо, напомина ющ е е ситуацию трав мы? Если ответ по ло жи тель ный, терапев т проси т клиент а вспо мни т ь эт о собы тие, свои чувства, мы сли. В этом случае следует по вторит ь ш аг и 1—8.
Когда у психотерапевт а создается впечатление, что кли ент достиг «финала», он задает вопросы типа: «Как инци дент представляется Вам теперь? Сознаете ли, какие реше ни я вы принимал и во время события?»; «Есть ли что-либо, что Вы хотели бы спросит ь или сказать до конца сессии?»
К а к узнать, что можн о зако нчи т ь процедуру О Т И? О б ы чн о можн о наблю дат ь изменени е э моциональн ы х и вегетативных реакций. Кроме этого, клиент при каждом просмотре замечает больше деталей, делает больше ком ментариев, высказывает больше суждений. М о жн о задать вопрос, стало ли ему легче? Если хуже, то либ о соб ы тие начиналось раньше, либо еще есть травматичные события, которы е связаны с прорабатываемым.
Е сл и психотерапевт у приходитс я работат ь с неопре деленн ы м запросо м, например: «Я бою сь быть среди лю дей», т о необходимо предложит ь клиент у просмотрет ь последний случай, когда он испытыва л это чувство, за тем возвращ аться д о первично й трав мы.
ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (ВКД)
Д анн ы й метод используется в практике нейролингвис- тическог о программирования (Н Л П), он разработан Ри чардом Бендлером и Дж оном Гриндером. Одним из базис ны х положени й Н Л П является утверждение, что каж ды й человек обладает скры тыми, неиспользова нным и психи ческими ресурсами. Главные задачи терапии — обеспече ние доступа клиента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение клиент а тому, как ими пользоваться.
М етод визуально-кинестетической диссоциации эф фективен в отнош ении любых ф обий, неприятных воспо мин ани й и ПТСР. Этот метод похож на Ослабление Трав-
м атическог о И нцидента, поскольку он представляе т со бой просмот р травматичных сцен, но просмот р осуществ ляется с установление м якор я на безопасное место.
О пиш ем процедуру по шагам, но деление на шаги чисто условно и используется только для облегчения запоминания. Ш а г 1. И денти фицируйт е проблему. П опросит е кли ент а вспо мни т ь неприя т ны й случай, страх ил и травми
|
ру ющ ее соб ы тие.
Ш а г 2. Установите сильн ы й ресурсный якорь на состо яни е комфорта, безопасност и и силы. Д л я того, чтобы это сделать, попросит е клиент а вспо мнит ь такой момент из своей жизни, когда он был наиболее уверен в себе, чувство вал себя в безопасност и и ком ф орте. П опросит е клиент а в тот момент, когда его переживание будет максимальным, подать вам сигнал, кивну в головой или подня в указатель ны й палец. На высоте переживания мягко надавите в обла сти предплечья, плеча или колена. Теперь это ресурсное со стояние ассоциировано с ва ш и м прикосновением. Когда вы в следующий раз прикоснетес ь точно таким же образом в том же месте — это будет возвращать человека в ресурсное состояние. На это состояние вы поставили якорь.
Ш аг 3. Удерживая якорь, попросит е клиента увидеть се бя перед началом травматическог о события. «Представьте, что вы находитесь в кинотеатре или смотрите видео. Посмо трите на себя в черно-белом изображении: что вы делаете перед началом травматического события, последняя благо получная сцена перед травмой» (двойная диссоциация).
Ш а г 4. П редло жи т е клиент у «выйти» из своег о тела и увидет ь себ я сидя щ и м рядо м с ва м и и с мо тря щ и м на себя до начала травмирующ его события. Таким образом,
сейчас клиент может наблю дат ь ка к б ы и з трех позици й (тройна я диссоциация). Это состояние якорится.
Ш а г 5. Попросит е клиент а начать просмот р «фильма», котор ы й содер жи т травму. П опросит е его просмотрет ь трав м атическое соб ы тие, н о ка к б ы наблю да я за собой, с мо тря щ и м фи ль м. Следит е за тем, чтобы он постоянно сохранял кинестетическую диссоциацию от травматичес кого опыта. Д ля этого используйт е ресурсный якорь и сло весную поддержку, поощ ряя его идти дальше и напоминая, что он сейчас находится рядом с вами в полной безопасно сти и наблюдает за собой, с мо тря щ и м фи ль м. «Наблюда тель» должен обсудить, что происходит на «экране» после последне й благополучной сцен ы. Теперь «наблюдатель» видит, что происходит в фильме, и может обсуждать это бо лее объективно. По мере раскры тия новых моментов, со бытие переживается без чувства страха и тревоги.
Ш а г 6. Когда переживание полность ю просмотрено, вернит е клиент а с третьег о места на второе, интегриру я визуальную перспектив у с его настоя щ е й кинестетикой.
Ш а г 7. П опросит е сегодня ш не г о клиент а подойт и к тому себе, которы й только что про ш е л через травмати ческий опыт, и обеспечит ь в этом состоянии необходи мы й покой, уверенност ь и безопасность.
Ш а г 8. Когда «сегодняшний» клиент убедится, что тот он, из «прошлого», принимае т его, предложите, чтобы тот визуализированн ый образ из прош лого вошел внутрь тела
«сегодняшнего» клиент а и интегрировалс я с ним. Е сли в какой-т о момент клиент начинает переживат ь те негатив ные чувства из прошлого, верните его в настоящее, восста новите ресурсный якорь и дайте словесную поддержку.
Ш а г 9. П одстройка к будущему. П опросит е клиент а увидет ь себя в будущем в тех ситуациях, которы е раньш е были проблемными. Здесь надо обратить особое внимание на то, нет ли старых кинестетических реакций. Если сохра няю тся проблемы — возвращайтесь на шаг 2 и повторяйт е процесс до тех пор, пока новое состояние не станет устой чив ым. И ногда достаточно просмотрет ь оди н раз, ино гда — несколько раз.
Ш а г 10. П оведенческий тест. Е сл и чере з некоторо е врем я в каких-т о жи з ненных ситуациях у клиент а внов ь возника ю т проблемы — поработайт е с ни м еще раз. Про верка жи з нь ю — луч ш и й тест.
Таким образом, м ы вначал е диссоциируе м клиента,
а затем вновь ассоциируе м, но уже с другим качеством пе реживания. Важно поместит ь страх, травмирующее воспо минание между периодами безопасности. Мы идем от без опасног о состояния к травматическо му моменту и снова к безопасному моменту и снова к безопасному состоянию. Следует учит ы вать, что м етоды Н Л П, такж е ка к и ДПДГ, пок а н е получил и явн ы х подтверждений свое й э фф ективности, так ж е ка к не ' искл ю чен ы и воз можны е
негатив ные последствия их использования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВСКОРЕ ПОСЛЕ УЧАСТИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ
П сихологический дебри фин г — это особ ы м образом организованное обсуждение, которое может проводиться как психологом, так и специально обученным волонтером.
Процедуру дебри финг а рекомендуетс я проводит ь для участников и свидетелей трав миру ющ ег о инцидента.
П сихологический дебри фин г представляет собой осо бо организованное обсуждение и используется в группах лю дей, совместно переживш их стрессогенное или траги ческое соб ы тие. О б щ а я цель групповог о обсуж дения — минимизация психологических страданий. Д л я достиже ни я этой цели ре ш а ю тс я следующ ие задачи:
• «проработка» впечатлений, реакций и чувств;
• когнитивна я организация переживаемог о опыта по средством понимани я структуры и с мы л а проис ш едш их соб ы тий, реакций на них;
• у м ень ш ение индивидуальног о и групповог о напря ж ения;
• у меньш ение о щ у щ ени я уникальност и и патологич ное ™ собственн ы х реакций. Эта задача разрешает ся пр и помо щ и групповог о обсуж дения чувств.
• мобилизация внутренних и вне ш ни х группов ых ре сурсов, усиление групповой поддержки, солидарно сти и понимания;
• подготовка к переживани ю тех си мп то мо в ил и ре акций, которы е могут возникнуть;
• определение средст в дальней ш е й помо щ и в случае необходимости.
Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представ лять себе, что он не «консультант» и уж, конечно, не груп повой терапевт в традицио нном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его смысл — в попытках минимизиро вать вероятность тяжелых психологических последствий по сле стресса. Д ебрифинг не может предупредит ь их возник-
новение, но препятствует их развитию и продолжению, спо собствует пониманию причин и осознанию действий, кото рые необходимо предпринимать. Поэтому одновременно это метод и кризисной интервенции, и профилактики.
П сихологический дебри фин г применяетс я пр и самых разнообразны х происш ествиях, объединенны х двумя об щ им и характеристика ми: это ситуации угрозы, котора я осознавалась участника ми, в не й участвовали все члены группы дебрифинга.
О птимальное время дл я проведения дебри финг а — не рань ш е, че м через 48 часов посл е соб ы тия. К этом у мо менту завер ш ится период особых реакций сразу ж е после соб ы тия и участники соб ы тий, возможно, будут в состо яни и осущ ествлят ь ре ф лексию и самоанализ.
Н о если врем ени пройде т сли ш ко м много, воспоми нани я станут распл ы вчат ыми, ту м анн ыми. В таких слу чаях пр и необходимости воссоздания пережитых чувств и состояни й могут использоватьс я видеозапис и ил и фи ль м ы о собы тии.
Идеальной обстановкой для дебрифинга является ком ната, где группа изолирована от вне ш ни х вмешательств, таких, например, ка к воз можност ь теле ф онног о зво нка. Уч астники располагаю тс я вокруг стола. Э то луч ш е, чем использование традицио нной модели групповой терапии, когда стулья располож ены по кругу с пустым пространст вом посередине, поскольку такая организация простран ства может быть непривычно й и поэтому восприни мать ся ка к несущая угрозу.
Те, кто руководит дебри финго м, дол жн ы быть знако мы с группово й работой, с проблемами, связанн ым и
с трево жн остью, трав мо й и горем. Им необходимо бы ть уверенн ым и и спокойн ым и пр и интенсивно м проявле ни и э моци й у членов групп ы.
К онечно, са мо й важной является организация самого групповог о обсуждения. Он о включает говоре ние, слуша ние, принятие решений, обучение, следование повестке дня,
«приведение» встречи к удовлетворительному заверш ению и позитивному результату. У ведущего име ю тся и другие функции, например, использование закономерностей груп повой дина мики, контроль над перемещением членов груп пы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индиви дуальные контакт ы с теми, чье состояние ухудшилось, и за пис ь происходящ его. Н о хотя эти ф ункци и важны, он и должны быть подчинены главным задачам действия.
В группе дебри финг а может быть до пятнадцат и чело век, если нет особых обстоятельств. Когда же необходи ма работа с больш им количеством участников (например, это мож ет б ы ть необходимо после стихийног о бедствия, теракта, когда в результате проис ш естви я пострадало больш ое количеств о лю дей), возможн о опроводит ь про цедуру дебри фин г а одновременно в нескольких группах по 15 человек.
Если числ о участников превыш ает 15, то может бы ть предпочтительне е разделит ь группу н а м аленькие под - группки, поскольку каждый из присутствующих пережи вает предположительно те ж е проблемы. П осторонних, не участвовавших в инцидент е и не связанных с ним клю чевы м образом, не следует подклю чат ь к работ е групп ы.
В дебри финг е принят о выделят ь три части и семь от четливо в ы ра ж енн ы х ф аз:
• часть I — проработка основн ы х чувств участников и измерение интенсивност и стресса;
• часть II — детальное обсуждение симпто мо в и обес печение чувства за щ и щ енност и и поддержки;
• часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение ин ф ормацие й и ф ормировани е плано в на будущее.
Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга.
1. ВВОДНАЯ ФАЗА.
В водна я ф аза очень важна: если она проведена на хо рошем уровне, организованно, это уменьшает вероятност ь того, что группа будет плохо функционироват ь в дальней ш е м. Ч е м больш е вре м ен и потрачено н а введение, тем м ень ш е ш ансов, что что-нибудь пойде т неверно. Типич ное время, которое тратится на введение, — 15 минут.
В еду щ ий группы представляе т себя, команд у дебри финг а и поясняе т цел и встречи примерно таким образом:
«Я — N... Такую процедуру обсуж дения того, что случи лось, я использовал много раз раньш е в таких-то ситуаци ях, посл е сло жны х, стрессогенн ы х инцидентов, таких, как... Э ти обсуждения больш инство лю дей признаю т по лезными. Он и дают возможность выразить и понят ь мыс ли и чувства, котор ы е возникл и у на с в связ и с те м, чт о произош ло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Это поможе т вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся вам странн ым и и непреодолимыми».
В едущ ий представляе т собрав ш имс я основн ы е зада чи дебрифинга. Участники могут выражать опасения, что
он и не сумеют что-либо сооб щ ит ь по факту или не смо гут сформулироват ь свою проблему.
В едущ ий разъясняет, что дебри фин г — это новое дл я них занятие, в котором они никогда не участвовали преж де. П оэтому то, насколько хоро ш о он и будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает оп ределенну ю систему о жи даний: всем присутствующ им предстоит говорит ь о своих мыслях и чувствах и всем им стоит попытаться найти это занятие полезным.
Зате м веду щ и й определяе т правила для дебрифинга. П равил а обозначаю тся, чтобы минимизироват ь тревогу, котора я может бы ть у участников.
1. О б ы чн о члены группы успокаива ю тся, усл ыш а в о том, что ни одног о из них не будут вынуждать говорит ь что-либо вооб щ е, если о н н е пожелае т этог о делать. Е динственно е требова ни е закл ю чаетс я в то м, что он и дол жн ы назвать свое им я и вы разит ь отно ш ени е к ката строфе или к тому собы тию, участником или свидетелем которог о он и б ы ли. О днак о члено в группы прося т ста раться выслушивать, не перебивая, и давать высказаться всем ж ела ющ им.
2.. Ч лены группы должны быть уверены в соблю дении конфиденциальност и содержания встречи. Руководитель или ответственны й дает гара нтию, что все сказанное не выйдет за рамк и этого круга об щ ения. Ан алогично чле нов группы просят не передават ь кому-либо за предела ми этого круга лично й информаци и о других участниках,
«не сплетничать» о том, что он и могут сказать прямо друг другу. С лов о «сплетни» здесь предпочтительно, так ка к многие смутно представляю т себе, что реально означает
«ко нфиденциальность», и поэтому им легче понят ь ин струкцию с употребление м бытовой лексики.
Необходи мо снят ь страх, успокоит ь участников отно сительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Он и не должн ы опасаться скрытых запис ы вающ их устройств. О днако, с другой сторон ы, им можн о сооб щ ить, что б ы л о б ы полезным для команд ы дебри фин г а сделать запись ф актов и мы сле й без указания авторства. Если затем это быстро перепечатать, то впоследствии лю ди смогут е щ е раз обратитьс я к материалу, котор ы й об суждался в группе, для снятия иллю зий, которы е возни каю т по поводу того, что происходило.
3.. Н у жн о, чтобы члены группы знали, что дебри фин г не предполагае т оценок, критик и и приговоров. Э то не трибунал, а ли ш ь процедурное обсуждение. Подобная ус тановка предупреждае т спор ы, взаимные обвинения, ко торые могут возникнут ь из-за расхождения в ожиданиях, мы слях и чувствах.
О днако ведущие психологическог о дебри финга могут позволит ь откр ы т о в ы сказ ы ватьс я п о повод у процесс а обсуж дения, критиковать, инач е лю д и будут заниматься этим после дебри финга.
4.. Уч астников предупреждаю т, что во вре м я самого обсуждения он и могут почувствоват ь себя хуже, но это — нормальное явление, обы чное следствие прикосновения к болезненны м проблемам. Ведущий долж ен обозначить, что это часть платы за возможность впоследствии проти востоять стрессам.
5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им можн о предложит ь перекусит ь или посетит ь
туалет до начала дебри финга. К стати, полезно имет ь ко феварку или чайник, дабы каждый мог обслужить себя во вре м я дебри финга.
6.. Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. О днако их просят сооб щ ат ь ведущему, если он и уходят в подавленно м состоя нии, и тогда члена м команд ы, одному ил и нескольким, нужн о сопрово ж дать их.
7.. Ч лена м группы предоставляетс я воз можност ь об суждать нечто, что вы ходит за рамк и зада нно й те мы, и задавать л ю б ы е вопрос ы. В ажн о помнить, что у участ нико в может быть минимальн ы й опы т обсуждения, про явлений своего «Я» в групповом контексте. У ины х тако го опы та может и вовсе не быть. На команд е дебри финг а ле жи т ответственност ь за поо щ рени е и успокоение чле но в групп ы, особенно в начале дебри финга.
2. ФАЗА ФАКТОВ
Н а этой ф аз е ка ж д ы й челове к кратк о описывает, что произош л о с ни м во время инцидента. Участники могут описать, ка к они увидели событие и какова была после довательност ь этапов. В еду щ и й команд ы дебри фин г а должен поощ рять фактологические перекрестн ые вопро сы, помога ющ и е прояснит ь и откорректироват ь объек тив ну ю картину ф актов и соб ы тий, име ющ ихс я в распо ря ж ени и члено в групп ы. Э т о ва жн о, поскольк у из-з а м ас ш таба инцидент а и о ш ибо к восприятия ка ж д ы й че лове к реконструируе т картину по-своему. Это могут быть прост о неверные переживания соб ы тий ил и ж е наличие
о ш ибочных ключевых представлений о них. Чувство вре м ен и такж е часто бы вает наруш ено.
Н апри м ер, две семьи оказались захваче нными в каче стве зало жни ко в по отдельности, но впоследствии б ы ли поме щ ен ы вместе. П р и обсуж дении обнару жи лось, что в рассказах семей детали настолько различались, что было невозможн о воссоздать полно е представление о мужчине, котор ы й взял их в зало жни ки. П родол жи тель нос т ь ф аз ы ф актов мож е т варьироваться. Н о чем доль ш е длилс я ин цидент, тем длинне е должн а быть фаза фактов.
Знани е ф акто в и их последовательност и помогае т упорядочит ь проис ш ед ш ее, создат ь структуру соб ы тия. Это одна из главных задач дебри финг а — дать лю дям воз можност ь более объективно увидеть ситуаци ю, что бло кирует ф антазии и спекуляции, подогревающ ие тревогу.
3. ФАЗА МЫСЛЕЙ
Н а ф аз е мы сле й дебри фин г фокусируется н а процес сах приняти я ре ш ени я и мыш ления. Вопросы, открыва ющ и е эту фазу, могут б ы т ь таког о типа: «К аки м и б ы л и ва ш и первые мы сли, когда это произош ло? Когда вы воз вратились на место действия? и т. п.»
Лю д и част о сопротивля ю тс я тому, чтобы поделитьс я своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им кажутся неуместными, причудливыми, отраж ающ ими ин те нсивно е чувство страха. П ерва я мы сль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. На пример, у одной ж ен щ ин ы первая мы сль была: «Боже, что мо и дети будут делать без матери?» Позже у нее начались
ночные ко шм ар ы, в которы х ее дет и б ы л и бро ш ен ы, ил и он и б ы л и в горя щ е м до м е, а она не могла спаст и их. Затем следует спросить: «Что вы делали во вре м я ин цидента? Почему вы реш или делать именн о то, что вы де лали?» Этот последний вопрос часто высвечивает стрем ление за щ итит ь тех, к кому обра щ а ю тс я первые мы сли. В качестве пример а можн о привест и случай, когда во вре мя возду ш ног о кру ш ени я во Ф лорид е в 1990 году само лет упал в реку П отома к в В аш ингтоне. П о ж арн ы й грубо заставил своего подчиненног о выйти из воды. Подчинен ны й был чрезв ы чайн о ф рустрирован, так ка к о н н е мо г продолжит ь спасение людей, и из-за этого был очень сер ди т н а начальника. В о вре м я дебри фин г а разъяснилас ь причин а поступка, оказалось, что пожарный почувство вал запах реактивног о топлива. Э тот ж е запах он чувст вовал ранее, пр и других обстоятельствах, когда двое его подчиненных погибли от удушья при подобном эпизоде.
В его представлении ситуации связались, и он прост о не смог оставит ь кого-то в условиях чрезмерног о риска.
Аналогичное намерение было вы явлено при обсужде нии инцидент а с заложниками. Захваченног о в качестве за ло жни к а и избитог о отца семейства привязали к кровати. О сознава я свою беспомо щ ность, он попыталс я притво риться тяжело ранены м и начал громко стонать, чтобы тер рорист ы более мягко обращались с его дочерью. Его ж ена, которую поместили в той же комнате, иначе поняла смысл его действий и была разгневана. Она думала, что его при творство слиш ком очевидно и представляет угрозу для всей семьи. Но рассказать ему о своих переживаниях она смог ла только в процессе дебрифинга.
Злост ь ка к реакция н а приказы, которы е непоня т н ы и, по мн ени ю работников, «ш тампу ю тся» от нечег о де лать в ш табе, может возникнут ь у персонал а служб быс трого реагирования.
Так, в дебрифинге после катастрофы в Мабодалене (ко гда в Ш вейцари и в 1988 г. в горах опрокинулс я автобус с детьми) один из командиро в спасателей говорил о том, насколько тяж ело для него б ы л о давление начальства. Те мно гократ н о требовали проверять, сколько б ы л о погиб ш и х детей и скольк о взросл ы х дл я того, чтоб ы узнать, сколько осталось в жи вы х. О н дол ж ен был приказыват ь одному из подчиненных ему пересчитыват ь тела несколь ко раз, чтобы уточнит ь количество мертвых. Э то вызвало огромн ы й стресс у офицера, которы й вынужден был идти и приподнимат ь накидки, покрывав ш и е множ ество дет ских тел. Рациональные основания такого командирско го приказ а прояснилис ь только в процесс е дебри фин га.
В конц е это й ф аз ы участник и могут обсуж дать сво и непосредстве нные впечатления. М о жн о задать вопрос ы типа: «К аковы бы ли ва ш и впечатления о том, что проис ходил о вокру г вас, когда соб ы ти я только начал и разви ваться? Ч т о вы слыш али, обоняли, видели?»
Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяю т в дальней ш е м избежат ь образов и мы слей, котор ы е мо гут оказы вать разруш ительные воздействия после собы тия. Вот пример ы таког о тип а впечатлений: «Все, что я мог видеть тогда, — это б ы ло дуло ружья и глаза, сверля щ и е м ен я через щ ель прицела...»; «Н осилки б ы л и таки м и легкими...» (с у м ер ш им и детьми); «...Такие ве щ и ка к жи летки, детские м едве ж ата и м агнито ф о н б ы л и сделаны
Материалы сайта: http://romek.name
так жи в о и напоминал и нам, что это б ы л и такие же лю ди, ка к мы, и это могли быть мо и дети...»; «До сих по р я ка к будто чувствую кудри м аленьког о ребенка в моей ру ке...»; «Запах горелых человеческих тел был ужасен. Я ни когда не забуду его...»; «Рука упала мн е на спину с дере ва». С опоставление этих воспо мин ани й и проговарива - ние делает не столь мощны м их разрушительный эффект.
4. ФАЗА РЕАГИРОВАНИЯ
Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способ ствуют чувственному отреагированию. Эта фаза, в кото рой исследую тся чувства, часто са м а я длительна я част ь дебри финга. Д л я того, чтобы достичь успеха в этой ф азе, ведущ ем у нужн о помогат ь л ю дя м рассказы ват ь о своих переживаниях, даж е болезненных. Это может у м еньш ить разруш ительные последствия таких чувств.
Когда л ю д и опис ы ва ю т причин ы приняти я им и тех или иных реш ений, они очень часто говорят о страхе, бес помо щ нос ти, одиночестве, самоупрека х и фрустрациях. Типич ны следующие комментарии: «Я так боялся сделать ош ибки...»; «Я знал, что если я не смогу...»; «Я никогд а в свое й жи з н и не бы л та к испуган. М о и руки тряслис ь и тряслись...»; «Я не знал: или я сохраняю жи зни, или от бира ю их...»; «Я был так одинок, что долж ен был прини мать все реш ения самостоятельно...».
В процессе рассказа о чувствах у членов группы созда ю тся о щ у щ ени я схож ести, об щ нос т и и естественност и реакций. Групповой принци п универсальност и является здесь кл ю чев ым. Э то м у способству ю т вопрос ы типа:
«К а к вы реагировал и на событие?..»; «Что дл я вас б ы л о самым ужасным из того, что случилось?..»; «Переживали ли вы в ваш ей жизни раньш е что-либо подобное?..»; «Что в ы з ы вал о у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию?., страх?»; «К ак вы себя чувствовали, когда произо ш л о событие?..».
Ответ на вопро с о са мы х тя ж ел ы х чувствах помогае т проработат ь наиболе е кон ф ликтн ы е переживания.
Ведущий дебри финга долж ен позволит ь каждому уча ствовать в общ ении. Он вмешивается, если правила дебри фин г а нару ш ен ы ил и если имее т м ест о деструктивн ы й критицизм. Это особенно важн о имет ь в виду, поскольку один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональн ым и проблемами у себя, друг у друга, в се мье, с друзьями. Участники дол жн ы научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать, что он и имеют право обсудить свои проблемы с другими.
Если у кого-т о из участников ухудшается состояние, то это — клю чевой мом ен т дл я моби лизаци и групповой поддержки, сигнал соседу: положит ь руку на плечо чело века, которы й находится в состоянии дистресса, или про сто вербализироват ь поддержку, сказав, что слезы здесь со вер ш енно уместны и приемлемы. Лю ди, которые работа ют вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруд нения, когда нужн о прикоснутьс я к коллеге, даже чтобы утешить, и поэтому нуждаются в специальном раз реш ении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен по следоват ь за ним, удостоверитьс я в его благополучии и способствоват ь его возвращ ению в дебрифинг.
В ажн о присматриватьс я к тем, кто каж ется особенно сильно пострадавш им, к тем, кт о мо лчи т ил и у ког о есть особенно в ы ра ж енн ы е си мп то мы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. С таки м и участниками сле дует продолжит ь индивидуальную работу после окончания дебрифинга, предложив индивидуальну ю программу под держки. Иногда могут всплыть прош лые события, относя щ иес я к прош л ы м инцидентам, которые не были прорабо та ны, ил и личн ы е проблемы. Ли де р дебри фин г а дол ж е н предложит ь и пути проработки более ранних реакций.
5. ФАЗА СИМПТОМОВ
Во время ф азы симптомов некоторые реакции дол жн ы быть обсуждены более детально. Участников просят описы вать симптом ы (эмоциональные, когнитивны е и физичес кие), которые они пережили на месте действия, когда инци дент завершился, когда он и возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необыч ных переживаниях, о трудностях возврата и восстановления нормального режима жизни и работы — обязательны.
К характерн ы м чертам посттравматическог о стресса относятс я переживание ф ено м ен а избегания, оцепене ни е и другие. Страх может вы звать изменени я в поведе нии. Ф обически е реакци и (страхи) могут проявлятьс я в то м, что л ю д и не могут вернуться в то м есто, где про изо ш л о соб ы тие (особенно проблематичн ым это стано вится, если это место их основно й работы). П осле подоб ны х инциденто в л ю д и иногда выну ж дены м енят ь место жительства, перее
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!