Кризисы развития и кризисы жизни — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кризисы развития и кризисы жизни

2017-10-07 385
Кризисы развития и кризисы жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти кризисы связаны с особенностями человеческог о существования и постоянными изменениями в жизни че­ ловека. Появление новых качеств, физиологических и пси­ хологических, зачастую требует перестройки всего орга­ низм а и личностн ы х изменений, что сам о по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статистиче­ ской нормы, кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретна я история жи зн и имеет свою ва­ риацию кризисных периодов. Приведем ряд примеров по­ добных кризисов.

Половое созревание. П ериод физиологическог о и пси­ хологическог о взросления мож ет б ы т ь кризисн ы м пе­ риодом, поскольку подростка м трудно контролироват ь свои э моци и и сексуальное влечение. Свойственное воз­ расту стрем ление к независи мости от родителе й порож­ дает множество конф ликтов. С этим периодом часто свя­ зана перва я л ю бовь, котора я такж е мож е т привест и к кризису, особенно если чувства безответны. Хотя первая влю бленност ь далеко не всегда надолго сохраняе т свою интенсивность, мно ги е ее «жертвы» знаю т, чт о ощу­ щ ени е потери пр и разры в е мож ет б ы т ь таки м ж е силь­ ны м и оставлят ь не м ене е болезненн ы й след, ка к и пр и


 


расставании с близким человеком, с которы м проведена больш ая часть жи з ни.

Начало супружеской жизни. П роцес с адаптации парт­ неров к нуждам и потребностям друг друга сопровождает­ ся напряжением, которое может привест и к кризису отно­ ш ений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаи мны х чувств, а необходимость научиться жить вместе.

Отцовство и материнство. Б ере м енность, рож дение ребенка требует осознания разницы между состояния м и

«только мы вдвоем» и «мы — семья», ответственност и и за­ боты о ребенке. Этот период также связан с сильн ы м на­ пряжением, которое может привест и к серьезному кризи­ су у обоих супругов, к кризису семьи.

Обособление детей от родителей, уход из родительско­ го дома. Родители могут переживат ь стресс, чувствоват ь себя ненужными, чт о тож е иногд а приводи т к кризису. К ризи с становитс я ещ е серьезней, есл и дети н е хотят поддерживат ь близкий контакт с родителями. Тогда изо­ ляция, которой так боялис ь родители, становится реаль­ ностью.

Болезнь. Тяж елое заболева ние, в результате которог о человек становится частично или полность ю нетрудоспо­ собн ым, — это сильн ы й стресс, которы й ведет к кризису. С началом заболева ния для некотор ы х лю дей заканчива­ ется жи знь, к которой они привыкли. Больном у необхо­ ди м о с миритьс я с инвалидизацией, но это нелегко. Е го близкие лю ди, с другой стороны, сталкиваются с необхо­ ди мо сть ю приспособит ь сво ю жи з н ь к произо ш ед ш и м изменения м и заботиться о нем.


Самопроизвольное или искусственное прерывание беремен­ ности. Выкид ыш, которы й обы чно происходит в течение первых трех месяцев беременности, может быть серьезным ударом, особенно если супруги хотят иметь ребенка. Про­ блема усложняется, если у ж ен щ ин ы и раньше были выки­ д ыш и или трудности, связанные с беременностью. Искус­ ственное прерывание беременност и на ранних стадиях так­ же может привест и к кризису, поскольку ж ен щ ин а может испытыват ь сильное чувство вин ы, даже если она реш ила или добровольно согласилась сделать аборт. Реш ение сде­ лать аборт уже само по себе может быть причино й много­ численных серьезных пробле м в зависи мости от того, ка к б ы ло принят о это ре ш ение: само й ж ен щ ино й либ о по д давлением мужа (других лю дей).

Менопауза может привест и к многосторо ннему кризи­ су у ж ен щ ины, ее мужа, к кризису их отнош ений. М ногие ж ен щ ин ы восприни маю т потерю способност и к деторож­ дени ю ка к однозначны й призна к того, что определенна я фаза жи з н и заканчивается. Он и могут переживат ь депрес­ сивные состояния. Гормональные изменения также вызы­ вают фи зический дискомфорт, что усугубляет проблемы.

О чен ь ва жны й кризи с — это кризис середины жизни в 35— 45 лет, деля щ и й жи з н ь пополам, он переживаетс я об ы чн о весьма болезненно. Он связан с утратой смы сла жи з ни, когда м еня ю тс я работа, друзья, лична я жи з нь. И дет обесценивание того, чего челове к достиг. К этому периоду накапливаю тся противоречия.

Если в 30 лет приходится существенно корректироват ь сво и жи з ненны е планы, отказы ваться о т свойственн ы х молодост и нереалистических притязаний и опускаться на


 


грешную землю, то в 40 лет все гораздо глубже и сложнее. Может показаться, что жизнь проходит незаметно и совсем не так, ка к хотелось. Занимае ш ьс я не своим делом. Ж и­ вешь рядом не с теми людьми. Все вроде бы благополучно, но все катастрофически не так. М ужчины и ж ен щ ин ы не­ сколько по-разному переживают этот кризис.

Достигшему жизненного апогея мужчине вдруг начина­ ет казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. У сорокалет­ него мужчины нередко появляются увлечения на стороне. А у женщ ины, которая находится с ним рядом, в это же вре­ мя приближаетс я собственн ый кризис. Он а уже не нужна практически взрослым детям, многие из них просто выле­ тают из гнезда, оставляя родительский дом пустым. У нее обычно нет таких профессиональн ых успехов, как у мужа. Ей трудно спрятаться в работу, быстро найти себе достойное профессиональное занятие. Он а все чаще разглядывает се­ бя в зеркале, и ее выводы неутешительны. Мужчина в 40 лет тоже начинает предъявлят ь претензии к своей внеш ности: ему не нравится ли ш ни й вес, намечающаяся лысина. Стра­ хи мужчины связаны с роковым, как ему кажется, снижени­ ем потенции. Мужчина, переживающий этот кризис, стано­ вится непредсказуемым даже для самого себя.

Следующий серьезный кризис — это кризис предпенси­ онного возраста, когда человека ожидает автоматическое изменение его социальног о статуса. Те лю ди, которые хо­ тели бы, чтобы их оставили на работе, начинаю т работать даже лучше, чем их коллеги, пребывающие в кризисе сред­ него возраста. Открывается второе дыхание. П римерно лет в 65 или чуточку позже, когда постепенно закончится ак-


тивная трудовая деятельность, будет еще один возрастной кризис. Главной задачей станет необходимость принят ь свое прошлое, свою жизненну ю историю, принят ь все, что успел в этой жи з н и сделать. Не отвергать, не стыдиться, не обвинят ь себя и других, а принять.

П оследни й кризи с — это «узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно — это когда человек со­ бирает ве щ и в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Н екотор ы е больш е себе позволяю т, стре мя тс я получит ь то, чего у ни х не б ы ло. О тсю д а поздня я л ю бовь, творчество, боль ш а я свобода. К ризи с по определению означает «развилку на доро­

ге» ил и поворотну ю точку. Э то подразумевает напряжен­ ное, тревожное состояние, которое не может переносить­ ся индифферентно. К ризис ограничен во времени: что-то дол жн о измениться, нельзя оставаться в кризис е посто­ янно. Реш ение лю бого кризис а невозможн о без решимо­ сти на какое-либо действие.

Кризис в жизни — это всегда неприятно. Человек выби­ вается из привычног о ритма. Кризис — это не тупик, а не­ кие противоречия, которые накапливаются у человека.

Все жи з ненные кризис ы подобны м атреш ке. Тяжело, когда челове к не вы ходит из очередног о кризиса, а на­ капливае т их. М ножес тве нны е кризис ы, к со ж алени ю, достаточно об ы чн ы и с в ы соко й вероятность ю вызыва­ ю т очень серьезны е проблемы. П реж де чем завер ш итс я приспособление к первому стрессору, дальней ш е е раз­ витие кризис а требует расходования ресурсов, которы е и без того уже достаточно исто щ ен ы. М но гочисле нны е трагические собы тия не обязательно ведут к психологи-


 


ческим наруш ения м, но повы ш аю т их вероятност ь боль­ ш е, чем одиночн ы й кризис.

Каж ды й кризис характеризуется индивидуальн ым и, присущ им и только ему признаками, соответственно, ис­ пользую тся разн ы е вид ы помо щ и и вы бираю тся разны е профилактические мероприятия. И нтерве нция, или вме­ ш ательство в кризис, осущ ествляется по определенн ы м принципам, исход я и з особенносте й данног о кризиса. В отличие от травматических кризисов, когда серьез­

на я психологическа я трав м а связана с трав м атической ситуацией*, кризис ы развития и жи з ненны е кризис ы разворачиваю тся в течение определенног о периода.

В типич ны х случаях продолжительност ь психологи­ ческог о кризис а ограничиваетс я сроком от одно й до ше­ сти недель. Благоприятн ы й исход психологическог о кри­ зиса способствуе т повы ш ени ю адаптационног о уровня индивида, вклю чая его способност ь противостоят ь кри­ зисам в будущем.

Н егативн ы й исход кризисног о состояния ведет к су­ ицидальному поведению либ о к патологической дезадап­ тации индивида, в ы раж ающ ейс я в возникновении очер­ ченны х психопатологических состояний и расстройств.

М о жн о условно в ы делит ь следу ющ и е стадии таких кризисов:

1)) развитие кризисно й проблематики; 2) пи к проблемы;

3) кризис.

 

* Травматические ситуации могут быть непродолжительными, но очень интенсивными по воздействию (автомобильная авария, изнасило­ вание и т. п.), либо длительными или регулярно повторяющимися (бое­ вые действия, повторяющееся физическое насилие и т. п.).


1. Развитие кризисной проблематики. М ожно описать два варианта такого развития: а) накопление нерешенных, вто­ ростепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно явля­ ется той каплей, которая переполняет чашу терпения; б) че­ лове к ожидает важного, центральног о события, которог о невозможно избежать на самом деле или по его представле­ ниям. В процессе приближения этого события развивается кризис. В качестве примеро в можн о привест и приближе ­ ни е важного экзамена, которы й необходимо сдать, чтобы продолжит ь обучение; тяжелую болезнь с предполагаем ым смертельным исходом; наступление менопаузы; период, ко­ гда дети покидаю т родительский до м; выход на пенсию.

На стадии развития кризис а человек постоянно дума­ ет о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о не й часто и непроизволь но; ка к следствие, могут возникат ь тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пят­ ки», сильное сердцебиение, расстройства сна. Приближа­ ющ ееся событие принимае т неясное очертание в виде не­ преодолимог о барьера ил и неотвратимой угрозы.

2. Пик проблемы. Страх перед тяжестью проблемы мо­ жет быть настолько сильным, что, когда она достигает сво­ его пика, у человека не остается психологических ресурсов. Реш а ющ а я ситуация — экзам ен, смерть, развод, побег из дома, потеря работы и т. д. — оказывает громадное давле­ ни е на человека, котор ы й уже исчерпа л больш у ю часть психологических сил.

3. Кризис (после события). П оскольку для кризиса ха­ рактерно ощ у щ ение невыносимости происходящего, че­ лове к напрягает все свои силы, чтобы каким-т о образом


 


изменит ь ситуаци ю, разреш ит ь проблему всеми извест­ ным и способа ми. Если ж е кризисна я ситуация приобре­ ла трав миру ющ ий характер, последующ ий кризис похож на трав м атический. К ризис — «поворот ный пункт»*, он может привест и ил и к разреш ени ю проблемы, приобре­ тению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

 

 

ЧУВСТВА В КРИЗИСЕ

 

Как чувствует себя человек во время кризиса? Тревога — главное составляющее и универсальное сопровождающее кризис чувство, наиболе е распространенное и общее дл я всех людей. Люб ая значима я угроза вызывает тревогу, ко­ торая помогает мобилизоват ь силы в этой ситуации. Тре­ вога помогает в мобилизации против угрозы, следователь­ но, вполне нормальна. О днако сильна я тревога создает замешательство, искаженные, негатив ные суждения, со­ мнительные ре ш ения и пораженческое поведение, дезор­ ганизует деятельность, приводит к неверному восприятию событий, оборонительному поведению. Поскольку в кри­ зисных состояниях всегда выражена сильная тревога и она появляется первой, необходимо выяснит ь ее связь с други­ ми чувствами.

Другое общее чувство — это беспомощность. Почва ухо­ дит из-под ног, а происходящие вне ш ни е события и мно­ жество незнакомых эмоци й продуцируют это чувство.

 

* В буквальном смысле, ибо в переводе с греческого это слово и обо­ значает «поворотный пункт».


Человеку, находящемуся в состоянии кризиса, намно­ го труднее ф ормулироват ь мы сл и и обсуждать деловы е проблемы. Сильные эмоции и загруженность психических процессо в срочн ым и соб ы тия м и сни ж а ю т способност ь к ясному мыш лени ю. И мп ульсивн ы е действия во врем я кризис а нередко создают проблемы, с которым и человек столкнется в будущем. Иногда лю ди в состоянии кризиса продолжаю т пытаться реш ать ответственные и сложны е задачи, а затем испытываю т чувство подавленност и из-за провала, рассматрива я его ка к призна к лично й слабости. Ч аст о сопутству ющ и м чувством в кризис е б ы вае т стыд. Ч елове к чувствует себя некомпете н т ным, неспо­ собн ы м справитьс я с ситуацией, зависи мы м от других. Ч елове к стыдится этого состояния. Ведь до этого он был уверенн ы м в себе и не зависи мым, чувствовал себя спо­ собн ы м реш ать жи з ненные проблемы. Стыд, как прави­ ло, переживаетс я л ю дь ми, которы е явля ю тс я ж ертвам и

насилия. Сты д ж ертвы — один из ф акторов, из-за кото­ рых особенно трудно помоч ь ей.

Печаль об ы чно отмечается как результат переживания утраты. Это часть об щ е й реакции горя.

Присутствует и чувство гнева, которое направлено ли­ бо на себя, либ о на другого человека, либ о на ситуацию. Гнев вкл ю чаетс я в л ю бо й кризис, в ы зва нны й потерей, уни ж ение м ил и оскорблением. О днак о гнев часто спря­ тан за другими сильн ым и э моциями, гнев иногда может переживаться ка к зам ещ ение у щ емляющ их человеческое достоинство эмоций, таких как страх, стыд или вина. Ко­ гда гнев возникае т в ситуации кризиса, всегда есть воз­ можность развития соб ы тий от плохог о к худшему.


 


 

Ч елове к переживае т противоречивость, в ы зва нну ю внутренне й борьбой между потребность ю в независимо­ сти и о щ у щ ение м своей зависи мо ст и от других, потреб­ ностью в помо щ и.

Все эти чувства отрицательно влия ю т на самооценку и делают человека, оказавш егося в кризисе, очень уязви­ мым. И м енн о сни ж ени е са мооц енк и и повы ш енна я ра­ нимос т ь даю т основание опис ы ват ь кризис ка к состоя­ ние, несущее опасност ь для личности. О днако в кризис е открываю тся и новые возможности.

Человек, оказавшийся в кризисе, обнаруживает, что его упорядоченн ый, тщ ательно в ы строенн ы й ми р стал шат­ ким и неопределенным. Все привычные способы, с помо­ щ ью которых он справлялся с жи з ненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вынужден искать новые пу­ ти реш ения проблем, вырабатывать новые способы пове­ дения, которые могут оказаться более эффективн ыми, чем предыдущие. Какие это будут способы, во многом зависит от того, к кому он обращается за помо щ ь ю.

 

 

ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

К ризисна я интервенция — это экстренна я психоло­ гическа я помо щ ь человеку, находящ е м ус я в состоянии кризиса. Он а базируется на принципа х краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченност и профессио­ нала ил и добровольца кризисно й помо щ и и си мп то мо - центрированног о контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являют­ ся кризисное консультирование и кризисная психотерапия.


К ризисна я психотерапия показана пр и так назы ваемы х осложненных кризисах, то есть при развитии или вы соком риск е развития болезненн ы х состояний у человека, пе­ режи вающ ег о кризис.

К онечно, л ю ба я угро ж ающ ая ил и раня щ а я ситуация вызывает изменени я в чувствах, поведении и мыслях че­ ловека. Если эти тра нсформаци и подконтрольны чело­ веку и он в силах са мо стоятельно справитьс я с ними, то вм еш ательства психотерапевт а не требуется. Если ж е негатив ные изменени я приобретаю т длительн ы й харак­ тер и оказы ваю тся вне зо н ы самостоятельног о контроля, то возникае т необходимость в профессиональной психо­ логической и психотерапевтической помо щ и.

В последующ их главах на пример е психологической помо щ и человеку, перенесш е м у психологическу ю трав­ му, в состоянии горя, других кризисных состояниях и при суицидальной активност и мы рассмотрим подробнее, ка­ кую именн о помо щ ь в зависи мости от прогноз а тече ния кризис а над о предлагать. Д анн ы й ж е раздел посвя щ е н изложени ю об щ и х подходов к кризисно й интервенции и программы кризисно й помо щ и.

 

 

ОСНОВНЫЕ П РИНЦИП Ы

КРИЗИСНО Й ИНТЕРВЕНЦИИ*

 

1. Эмпатический контакт. Э то ва жн ей ш е е условие кризисно й помо щ и. С опере жи вани е и понимани е пси­ хологическог о состояния другог о человека — это само е

 

* Эти принципы применимы и к телефонной кризисной помощи.



простое и самое сло жн ое. С установления эмп атическо- го контакт а начинается кризисное вмеш ательство.

2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство харак­ теризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. К он­ сультант дол ж е н проявлят ь м акси м альну ю активност ь в установлении контакт а с человеком, пережива ющ и м кризис, и в сборе информации, чтобы ка к можн о скоре е оценит ь ситуацию и наметить план действий.

4. Ограничение целей. Ближай ш ая цель кризисно й ин­ тервенции — предотвращ ение катастрофических послед­ ствий. О сновна я цель — обучение пользоваться адаптив­ ным и способами преодоления кризис а и восстановление психологическог о равновесия.

5.. Поддержка. П р и работ е по преодолению кризис а консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в пер­ вую очередь обеспечивае т пациент у поддержку.

6. Фокусированность на основной проблеме. К ризисное вмешательство должн о быть достаточно структурирован­ ным, чтобы помоч ь сосредоточитьс я н а основно й про­ блеме, приведш ей к кризису.

7.. Уважение. Ч еловек, пережива ющ и й кризис, вос­ принимаетс я консультантом ка к з на ющ ий, вполне ком­ петентный, независи мый, стре мящийс я обрест и уверен­ ность в себе, способн ы й сделать самостоятельный выбор. К ризисна я помо щ ь дол жн а быть реалистичной и це­ ленаправленной, поэтому ее общ ая стратегия может быть построена по типу обучения стратегии реш ения проблем.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.