Методика орфографического анализа — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методика орфографического анализа

2017-10-07 853
Методика орфографического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Укажите грамматические признаки словоформы.

2. Определите морфемный состав словоформы.

3. Запишите словоформу в фонетической транскрипции с соблюдением орфоэпических норм полного стиля литературного произношения. Сопоставьте графический и фонетический облик словоформы и определите места орфограмм.

4. На основе опознавательных признаков (места в морфеме, возможности вариантного графического обозначения, сопоставления с другими словоформами и родственными словами) выделите и обозначьте орфограммы.

5. Укажите вид орфограммы, сформулируйте орфографическое правило, приведите другие примеры на данный вид орфограммы.

6. Укажите, какой принцип орфографии отражает данная орфограмма.

Образец разбора

Бесполезный

1. Прилагательное м. р., ед. ч., им. п.

2. бес + полез + н +ый

3. [б’ ьс – п л'Ез – н– ыj] (подчеркните места орфограмм)

4. Приставка бес – а) написание безударной гласной;

б) написание согласного з/с.

5.

а) безударная гласная, проверяемая ударением: бездарный – бЕздарь, подкупить – пОдкуп, прародитель – прАдед;

б) правописание приставок на з/с: перед гласными, сонорными и звонкими согласными в начале корня – вариант БЕЗ –; перед начальными глухими в корне – вариант БЕС – (бе з заботный – бе с спорный, ра з вод – ра с свет, и з дание – и с пытание).

6. Фонемно-морфемный принцип – написание безударной гласной в приставке (б е з-); фонетический принцип – написание согласных з/с (бе з-) и т.д. (см. порядок разбора)

Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Запишите пословицы в фонетической транскрипции в соответствии с орфоэпическими нормами полного стиля произношения, соотнесите транскрипцию с графическим написанием и выделите буквы с однозначным (обозначение одной фонемы) и многозначным (обозначение нескольких фонем) значением.

Счастье редко приходит без труда. Ум язык на замке держит. Не красна книжка письмом, а красна умом. Соловья баснями не кормят. Жизнь прожить не поле перейти.

 

Упражнение 2

Запишите слова в фонетической транскрипции, определите, какой звук должен произноситься на месте сочетаний СЧ, ЗЧ в соответствии с орфоэпическими нормами. Каким еще способом обозначается этот звук в графике?

Подписчик, песчаный, брусчатка, возчик, указчик, рассказчик.

 

Упражнение 3

Затранскрибируйте данные слова, распределив их на группы в зависимости от функций, которые выполняет Ь в этих словах. Какие еще способы обозначения мягкости согласных существуют в русском языке?

Затишье, тоньше, спрячьтесь, вьется, косьба, соловьиный, горький, сыновья, молотьба, беречься, пью, сельдь, Дарья Кузьминична, меньше, серьезный, зажечь, просьба, письменный, помощью, вскользь, деньги, семья, остричь, возьми, борьба, биться, бьются, раньше.

Упражнение 4

Укажите способы графического обозначения фонемы [j]. Приведите примеры на эти способы и запишите все примеры в фонетической транскрипции.

Упражнение 5

Используя словарь-справочник «Слитно или раздельно», определите написание следующих слов: учебно (спортивный), учитель (словесник), взаимно (вежливый), взаимно (возвратный), вечно (занятый), время (нахождение), всего (навсего), всего (ничего), общественно (политический), коммерческо (предпринимательский).

Упражнение 6

На основании орфографического анализа распределите слова по основным принципам современной орфографии.

Размах, горошек, цифра, настежь, сшить, косьба, вокзал, туш, вязать, тростник, молодежь, словесный, суждение, беспрестанно, расти, выживать, тушь, жалеть, диспансер, троллейбус, безмерный, бесконечный.

 

Образец: бесконечный

Фонемно-морфемный Традиционный Фонетический
Б е сконечный беск о нечный Бесконе ч ный Бе с конечный  

Упражнение 7

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выполните орфографический разбор слов с пропущенными орфограммами.

Выс…ко в неб… пр…л…тают зап…здалые журавли.

(Не) умея в руке д…ржать т…пор – дер…ва (не, ни) стеш…шь.

Гр…за надвигается: (в) дал…ке вспыхива…т молния, слыш…тся слабый гул, перех…дящий в пр…рывистые раскаты.

(По) новому выт…нулась, ра(з, с)билась, (не) складно ра…строилась д…ревенская улица.

(Не) мало в жизн… писем разных мне почтой было вруч…но – и деловых и (в) меру праз…ных, порой написа(н, нн)ых умно.

Пут…шестве (н, нн) ик-охотник, пр…выкший бр…дить по полям и лесам обш…рной страны нашей, в горном лесу чу…ствует себя (не) уютно.


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

При выполнении контрольной работы выбор варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента, поэтому при выполнении контрольной работы на титульном листе обязательно указывается номер зачетной книжки.

 

Задания к контрольной работе

Каждый вариант контрольной работы содержит дидактический материал для выполнения заданий. Номер дидактического материала соответствует номеру задания. Методика фонетического, фонематического, орфоэпического и орфографического анализа слов представлена в данном пособии в соответствующих разделах.

 

1. Определите место ударения в предложенных словах, проверьте себя, используя существующие орфоэпические, орфографические и толковые словари. Сопоставьте данные различных словарей (письменно) и сделайте вывод об особенностях акцентных норм в современном русском языке (не забудьте указать библиографические сведения о тех словарях, которые Вы использовали).

2. Запишите текст в фонетической транскрипции с соблюдением орфоэпических норм соответствующего стиля литературного произношения.

Выявите в данном тесте места орфоэпической вариативности и охарактеризуйте возможные варианты произношения слов.

Выполните орфоэпический разбор слова под цифрой 2.

Произведите фонетический разбор слова под цифрой 1 по школьной и научной методике, сопоставьте порядок разбора (для выполнения задания используйте любой школьный учебник русского языка, не забудьте указать его название и авторов).

Произведите фонематический анализ слова под цифрой 1.

3. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные орфограммы и раскрывая скобки. Распределите эти орфограммы по принципам орфографии и заполните примерами из текста следующую таблицу:

 

Принципы русской орфографии
Фонемно-морфемный Фонетический Традиционный Дифференцировочный
       

 

Произведите орфографический разбор слова под цифрой 3.

 

Вариант 1

 

1. Апартаменты, апостроф, асимметрия, броня, генезис, жизнеобеспечение.

 

2. Сейте разумное, доброе, вечное1,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное2

Русский народ…

Н. Некрасов

 

3. Культура (не) мож…т быть на (хоз) ра(с, сс)чете. О…дача культуры народу, стране – (не) измеримо больше, чем от возможных (не) посредстве(н, нн)ых доходов библиотек, архивов, музеев, чем от любой обл…сти экономики и техники. Это я утв…рждаю. Но о…дача эта дает…ся (не) сразу. Низкое состояние культуры и нравстве(н, нн)ости, рост пр…ступности (з, с)делают бе(с, з)плодными, бе(з, с)полезными все наши усилия в любой обл…сти. Нам (не) удаст…ся р…ф…рмировать экономику, науку, обществе(н, нн)ую жизнь, продвинуть перестройку, если наша культура будет находит…ся3 на нын…шнем уровне.

Д. Лихачев

 

Вариант 2

 

1. Жалюзи, заржаветь, знамение, исчерпать, кухонный, лососевый, мастерски, новорождённый.

 

2. Язык создаётся1 народом… Мы имеем, так сказать, «сырой» язык2 и обработанный мастерами слова.

М. Горький

 

3.Сущ…ствует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Об…гащение его (за) счет мес…ных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что2 есть (не) мало мест в нашей стране, где в языке и пр…изн…шении (на) ряду со словами – подли(н, нн)ыми перлами есть много слов корявых и фонетически (не) приятных3.

Что к…сает…ся пр…изн…шения, то, пожалуй, больше всего1 реж…т слух пр…изн…шение с вып…дением гласных – все эти «быват» вместо «бывает», «понимат» вместо «понимает». И пр…словутое слово «однако».

К. Паустовский

Вариант 3

 

1. Обеспечение, оптовый, отзыв, перчить, предвосхитить, регент, сабо, столяр.

 

2. Смуглый отрок бродил по аллеям,1

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем2

Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматова

 

3. Его глубокая любовь к и(с, сс) ку(с, сс)тву, с…рьёзная и страс…ная преда(н, нн)ость своему пр…званию, добросовес…ное, (не) утомимое и, так сказать, стыдливое трудолюбие, о котором узнали только спустя много лет после его смерти, его жадное, постоянно им упр…вляющ…е стр…мление к просв…щению своей родины, его прост…душное пр…клонение перед всем великим, ист…(н, нн)ым и славным и возвыше(н, нн)ая сн…сходительность к слабым и падшим, наконец весь его мужестве(н, нн)ый, чес…ный, добрый и яс…ный х…рактер, в котором живость (не) исключала сер(ь, ъ)ёзности и глубины, – всё это веч…ными, (не) изгл…димыми3 чертами вписал сам Пушкин в бе(с, сс)мертную книгу своих тв…рений…

Н. Некрасов

Вариант 4

 

1. Творог, тефтели, украинский, упрочение, флюорография, хаос, черпать, щавель.

 

2. Нам не дано предугадать1,

Как слово наше отзовется2, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

 

Ф. Тютчев

 

3. В столовой было совершенно (по) вечернему, благодаря лампе под ш…лковым аб…журом. Свет из буфета падал, перебитый пополам, – зеркальные стекла были закле…(н, нн)ы к…сыми крестами от одной фасетки до другой. Фили(п, пп) Фили(п, пп)ович2, скл…нившись1 над столом, погрузился в развернутый гр…мадный лист газеты. Молнии к…веркали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборва(н, нн)ые3, куц…е в…ркующие слова. Он читал заметку.

М. Булгаков

 

Вариант 5

 

1. Автозаводский, балованный, безудержный, включит, гусеница, диспансер, донельзя, досуг.

 

2. Есть сила благодатная2 в созвучье1 слов живых.

М. Лермонтов

3. … Современная женщина,

современная женщина!

Суетою замота(н, нн)а,

но, как прежде, – божестве(н, нн)а!

Пусть (не) много усталая, –

но, как прежде, – пр…красная!

До конца (не) понятная3!

Современная женщина,

современная женщина –

То грус…на и задумч…ва,

то св…тла и торжеств…(н, нн)а!

Доказать ее слабости,

побороть ее в дерзост…

Зря му…чины старают(?)ся,

(По) напрасну наде…т(?)ся!

Хоть (не) хваста…т силою,

но на ней – тем (не) менее –

И заботы служебные,

И заботы семейные!

Все на свете познавшая,

все (не) взгоды прошедшая,

Остает(?)ся загадкою

Современная жен(?)щина!

Р. Рождественский

Вариант 6

 

1. Единовременный, звонит, запломбировать, иконопись, инсульт, исповедание, каталог, квартал.

 

2. Что очень хорошо на языке1 французском2,

То может скаредно во складе быти русском.

А. Сумароков

 

3. Впрочем, если слово из улиц… попало в книгу, не писатель в…новат, в…новаты читатели, и прежде всего читатели вы…шего общества: от них первых (не, ни) услыш…ш(?) (не, ни) одного п…рядоч(?)ного русского слова, а францу…скими, неме…кими и английскими они, пожалуй, надел…т в таком ко…ичестве3, что и (не, ни) захоч…ш(?), и надел…т даже с сохр…нением всех возможных произношений: (по) францу…ски в нос и к…ртавя, (по) английски произнесут, как следует птице… а вот русским (не, ни) чем (не) надел…т, разве из п…триотизма выстро…т для себя на даче избу в русском вкус…

Н. Гоголь

 

Вариант 7

1. Колледж, красивейший, кулинария, маркетинг, мизер, мизерный, мышление, намерение.

 

2. Выразить словом то, что понимаешь2, так, чтобы другой понял тебя, как ты сам, – дело самое трудное1.

Л. Толстой

 

3. Убогий, когда (то) оштукатуре(н, нн)ый столб с надписью о жертвах о(к, кк)упантов осел, весь в трещ…нах, и говорит скорее о забвени…, чем о памят…. Мимо шоссе несся п…ток «Мазов» и «Жигулей». К г…ризонту шли изумрудные всходы пшениц…. (С) лева на взгорье ид…(л, лл)ически ютилось крох…тное сельское кла…бище. Ров давно был выр…внен3 и зазеленел, но угадывались его оч…ртания, ше…шие поперек от шоссе километра на полт…ра. Белели застенч…вые ветки зацветш…го т…рновника. Чернели ре…кие деревца акац…й.

А. Вознесенский

 

Вариант 8

 

1. Осведомить, паралич, премировать, пуловер, путепровод, ракушка, рапорт, свекла.

 

2. И мы сохраним1 тебя, русская речь,

Великое2 русское слово.

А. Ахматова

3. Ко(л, лл)ичество слов и их соч…таний находит... ся в самой пр…мой зависимости от суммы впеч…тлений и пре…ставлений: бе (з, с) последних (не) мож…т быть (н…) понятий, (н…) определений, а стало быть, и поводов к об…г…щению3 языка. В (н…) большом рассказе каж…тся ш…роховатыми (н…) только провинц…ализмы, но даже редко употребляемые слова, вроде разнок…либерный. …Вообще фраза, как (бы) она (н…) была красива и глубока, действует только на равнодушных, …потому (то) высшим выражением счастья или (н…) счастья является чаще бе (з, с)молвие.

А. Чехов

Вариант 9

 

1. Сливовый, сосредоточение, статуя, танцовщица, тотчас, уведомить, углубить, усугубить.

 

2. Слова угасшей2 старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью1 рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Р. Рождественский

 

3. Чайковский садился за рояль и усм…хался. (Н…) приятное осталось позади, а сейчас начнется уд…вительное и в…селое: ра(с, сс)охшийся дом запоет от первых же звуков рояля.На любую клавишу отз…вут…ся3 т…нчайшим р…з…нансом сухие стр…пила, двери и старушка люстра, пот…рявшая пол…вину хрусталей, п…хожих на дубовые листья.

К. Паустовский

 

Вариант 10

 

1. Факсимиле, феномен, фетиш, форзац, ханжество, ходатайство, христианин, языковой.

2. Чему нужно учить? Экономии и точности2 языка, очищению его от неудачных, грубых провинциализмов, местных1 речений и словесных фокусов.

М. Горький

 

3. Наде…т…ся на самый инт…рес и зан…мательное изл…жение предмета можно только, и то (не) всегда, в университетах; но в средних и ни…ших учебных зав…дениях нельзя ож…дать, что (бы) ученик сам увл…кался предметом; но и должно иметь м…тоду, которая пом…гает3 учителю держать внимание всех слуш…телей постоя(н, нн)о в в…збужде(н, нн)ом состояни…

К. Ушинский

 

ТЕСТ

1. Какой аспект фонетики изучает роль звуков в процессе коммуникации?

1) акустический

2) анатомо-физиологический

3) лингвистический

 

2. В какой последовательности следуют фазы артикуляции звуков речи?

1) рекурсия – выдержка – экскурсия

2) экскурсия – выдержка – рекурсия

3) выдержка – экскурсия – рекурсия

 

3. В каком ряду гласный [а] охарактеризован только по артикуляционной классификации?

1) вокальный, компактный, нижнего подъема, нелабиализованный

2) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

3) гласный, среднего подъема, неконсонантный

 

4. В каком ряду все согласные звуки одинаково характеризуются по месту образования?

1) [т], [н], [л], [з]

2) [ш], [ж], [ч], [х]

3) [м], [б], [п], [д]

 

5. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки – сонорные?

1) терем, воля, милость

2) мир, лира, ранний

3) небо, волны, башня

 

6. В каком ряду расположены слова, в которых только твердые зубные согласные?

1) золото, цена, ласты

2) трогать, жилец, сады

3) звонок, долгота, жалеть

 

7. В каком ряду расположены слова, в которых все гласные звуки – лабиализованные?

1) голова, пирог, ядро

2) сурок, убор, любовь

3) разбег, проезд, судак

 

8. В каком ряду расположены слова, в которых все гласные звуки среднего ряда?

1) встреча, хлопнуть, горшки

2) каблук, разлить, тропы

3) зажим, пятый, рыбак

 

9. В какой из перечисленных позиций ударный гласный [а] не имеет и-образного переходного элемента?

1) ta

2) t’at

3) t’at’

10. Какой из предложенных вариантов артикуляционных характеристик звуков соответствует слову дар?

1) согласный: звонкий, смычно-взрывной, зубной, твердый; гласный: нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный; согласный: сонорный, дрожащий, твердый

2) согласный: глухой, щелевой, небный, твердый; гласный: нижний подъем, нелабиализованный; согласный: сонорный, дрожащий, твердый

3) согласный: звонкий, щелевой, небный, твердый; гласный: нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный; согласный: сонорный, дрожащий, твердый

11. Какие пары слов доказывают наличие в русском языке фонем <М>–<М¢>?

1) мыл–мил

2) мел-мёл

 

12. Какой тип слогов преобладает в русских многосложных словах?

1) закрытый – открытый

2) открытый – закрытый

3) закрытый – закрытый

 

13. К какому типу языков относится русский язык по месту ударения в словах?

1) к языкам с постоянным словесным ударением

2) к языкам с разноместным и подвижным словесным ударением

3) к языкам со связанным ударением

 

14. В реализации какой из перечисленных функций интонация не участвует?

1) формообразующая

2) смыслообразующая

3) эстетическая

 

15. Для какого стиля произношения характерно отчетливое, нарочито тщательное произношение?

1) разговорный

2) высокий

3) полный (нейтральный)

 

16. В каком стиле произношения совпадает звучание слов дымовой – домовой, выдворять-водворять, (с) молотом – молотым (зерном)?

1) разговорный

2) высокий

3) полный (нейтральный)

 

17. В каком стиле произношения слова «прибывать – пребывать, ниспадать – не спадать, придавать – предавать» будут произноситься по-разному?

1) разговорный

2) высокий

3) полный (нейтральный)

 

18. Произношение слов коне[ш]но, [ш]тобы, яи[ш]ница, наро[ш]но можно охарактеризовать как

1) стилистический вариант

2) норму старомосковского произношения

3) норму старопетербургского произношения

 

19. В каком ряду расположены слова, в которых по нормам литературного языка на месте сж, зж, жж, жд допустимо произношение [ж,ж, ]?

1) сжать, жужжит, изжога

2) проезжая, дрожжи, дожди, позже

3) подождут, разжалобить, изжарить

 

20. В каком ряду слов орфоэпической нормой является обязательное ассимилятивное смягчение согласных?

1) кость, лесник, стиль

2) корзина, четверть, корни

3) сыновья, отъехать, конфета

 

21. В каком ряду слов перед е следует произносить только твердый согласный?

1) бутерброд, берет, дебаты

2) кодекс, компьютер, дельта

3) интернат, шинель, музей

 

22. В каком ряду расположены слова, в которых следует ставить ударение всегда на последнем слоге?

1) эксперт, партер, квартал

2) рефери, факсимиле, пасквиль

3) завидно, средства, туфля

 

23. В каком ряду у всех прилагательных ударение сохраняется там же, где и у соотнесенных с ними существительных?

1) кухонный, переходный, сливовый

2) бортовой, валовой, суповой

3) пуховый, тигровый, бедовый

 

24. В каком ряду расположены глаголы, в которых ударение во всех формах сохраняется на последнем слоге?

1) долбить, включить, усугубить

2) дружить, заслужить, вертеть

3) дарить, белить, варить

 

25. В каком ряду расположены буквы алфавита, названия которых имеют структуру закрытых слогов?

1) л, м, н, р, й, ф

2) с, з, к, п, х, ч

3) б, д, с, ш, в, т

 

26. В каком ряду расположены слова, в которых гласные буквы обозначают два звука?

1) плющ, взгляд, лес, клён

2) вьюн, ёж, яр, съесть

3) пять, утюг, съезд, лёд

 

27. В каком ряду расположены слова, в которых написание Ь связано с различением на письме грамматических форм слов?

1) плачь, рожь, мышь

2) затишье, сельдь, просьба

3) тоньше, семья, вскользь

 

28. В каком ряду расположены слова, в которых представлены буквы, не имеющие соотнесенности с фонемами русского языка?

1) щит, борьба, субъект

2) шапка, кафе, каштан

3) железо, шкаф, цветы

 

29. Какой принцип орфографии является в русском языке ведущим?

1) фонемно-морфемный

2) фонетический

3) исторический

 

30. Каким принципом орфографии объясняется написание слов безыдейный, роспись, свадьба?

1) фонемно-морфологическим

2) фонетическим

3) историческим

 

31. Следуя какому принципу, орфография оказывает предпочтение первому из возможных вариантов написания слова вокзал – вагзал – вогзал?

1) фонемно-морфологическому

2) фонетическому

3) традиционно-историческому

 

32. В каком ряду указаны типы орфограмм?

1) буква, дефис, пробел

2) знак ударения, позиция морфемы, интонационная конструкция

 

33. В каком ряду указаны опознавательные признаки орфограммы?

1) место в предложении, синтаксическая функция, тип лексического значения

2) грамматические признаки, морфемная структура, место в морфеме, возможность вариантного написания

 

Оглавление

П р е д и с л о в и е………………………………………………................3

1. Программа ……………………………………………………………………..4

2. Фонетика ………………………………………………………………………8

2.1. Основные понятия и термины………………………………………..8

2.2. Литература……………………………………………………………19

2.3. Методика фонетического анализа сегментных

и суперсегментных единиц……….………………………………………19

2.4. Методика фонематического анализа………………………………..20

2.5. Тренировочные упражнения………………………………………22 3. Орфоэпия...........................................................................................................24

3.1. Основные понятия и термины……………………………………….24

3.2. Литература……………………………………………………………29

3.3. Методика орфоэпического анализа…………………………………30

3.4. Тренировочные упражнения………………………………………...32

4. Графика. Орфография …..... ……………………………………………........34

4.1. Основные понятия и термины……………………………………….34

4.2. Литература……………………………………………………………36

4.3. Методика орфографического анализа………………………………37

4.4. Тренировочные упражнения………………………………………...38

Контрольная работа…. …………………………………………………….......40

Тест ………………………………………………………………………………47

 

Учебное издание

Байкулова Алла Николаевна,

Кузнецова Нина Ивановна

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

(ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ)

 

Учебное пособие

для студентов-филологов

 

Под редакцией кандидата филологических наук А.Н. Байкуловой

 

Издание третье, исправленное и дополненное

 

 

Тест 2

20. В каком ряду гласный «о» охарактеризован только по акустической классификации?

А) Вокальный, неконсонантный, низкий, компактный, непрерывный.

Б) Гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

В) Гласный, звонкий, недиезный, лабиализованный.

1. Какие из перечисленных органов речи не являются активными?

1) Голосовые связки.

2) Язык.

3) Альвеолы.

 

2. В каком ряду расположены слова, в которых среди согласных звуков есть аффрикаты?

1) Печаль, девица, случай.

2) Дождь, шелест, свежесть.

3) Жажда, щель, скорость.

12. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки – заднеязычные?

А) Мох, кошка, доброта.

Б) Горох, кисель, характер.

В) Кожа, аромат, молоко.

 

3. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки – мягкие?

1) Верить, семья, часики.

2) Лебяжий, синева, дитя.

3) Цепь, шитье, чудеса.

4. В каком ряду представлены слова, в которых все гласные – переднего ряда:

1) Пенсия, измена, хитрый.

2) Чистить, речки, летний.

3) Свежий, ручеек, игрок.

52.Для какого стиля произношения на месте безударных гласных «э, о, а» после мягких согласных характерно употребление варианта «эи» (еканье)?

А) Полный стиль.

Б) Высокий стиль.

В) Разговорный стиль.

54. В каком ряду слов в литературном языке в первом предударном слоге следует произносить /ыэ/?

А) царапина, шалить, чужаки

Б) жакет, двадцати, жалеть, лошадей

В) жаркое, шаги, царя, по большаку

 

0,48. Максимальная редукция (до полного выпадения) звуков и быстрый темп речи характерны для

А) разговорного стиля

Б) полного стиля

В) высокого стиля

51. В каком ряду слов следует сохранять произношение безударного гласного «о»?

А) сонет, рояль, бокал

Б) боа, радио, какао

В) досье, фойе, болеро

 

60. В каком ряду у всех существительных ударение должно быть на последнем слоге?

А) арбузы, банты, два воза, много новостей

Б) торты, хозяева, из-под ветвей, несколько досок

В) мосты, три шага, к деньгам, балы

64. Принцип обозначения фонем, при котором структуре одной и той же морфемы фонемы в слабой позиции обозначаются – с целью сохранения графического однообразия – теми же буквами, что и фонемы в сильных позициях, называется

А) фонемно-морфологическим (фонематическим, морфологическим)

Б) фонетическим принципом орфографии

В) историческим (традиционным) принципом орфографии Для теста3

13 Губно – губные согласные представлены во всех словах

А) Море, поле, волос.

Б) Пылесос, факел, мир.

В) Пять, футбол, тигр.

14. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки характеризуются как переднеязычные зубные?

А) Колос, пух, рука.

Б) Слава, пир, шов.

В) Пульт, дом, дело.

15. Смычные взрывные согласные представлены во всех словах ряда:

А) Болото, жара, фигура.

Б) Пирог, мост, дружба.

В) Шар, волна, книга.

16. Щелевые согласные представлены во всех согласных ряда:

А) Сосна, звонкий, фигура.

Б) Книга, волна, шар.

В) Рука, мост, порог.

21.В каком ряду согласный «д» охарактеризован только по артикуляционной классификации?

А) Согласный, вокальный, высокий, прерывный, твердый.

Б) Невокальный, консонантный, высокий, нерезкий, шумный.

В) Согласный, шумный, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычный, зубной, твердый.

22. В каком ряду согласный «т» охарактеризован только по акустической классификации?

А) Невокальный, консонантный, высокий, прерывный.

Б) Согласный, консонантный, глухой, твердый, нерезкий.

В) Невокальный, консонантный, высокий, прерывный, нерезкий.

28. Выделение наиболее существенного с точки зрения ситуации слова с помощью интонационных средств называется:

А) Фразовым ударением.

Б) Логическим ударением.

В) Эмфатическим ударением.

26. Какую из перечисленных функций не выполняет словесное ударение?

А) Образующую.

Б) Опознавательную.

В) Выделяющую.

29. Какие акустические характеристики звуков речи не являются компонентами интонации?

А) Пауза и мелодика.

Б) Вокальность и прерывность.

В) Тембр и громкость.

 

 

17. Какие из перечисленных согласных являются дрожащими?

А) р – р’

Б) м – м’

В) к – к’

31. В каком ряду слов согласные фонемы различаются только одним дифференциальным признаком?

А) Дом-том, дом-сом, дом-ком.

Б) Том-ком, том-тон, том-толь.

В) Том-дом, том-ком, Тома-Тема.

33. Единицей какого уровня языка являются фонемы?

А) Морфемного.

Б) Звукового.

В) Лексического.

34. Обязательными для современной фонологии являются аллофоны:

А) позиционные

Б) индивидуальные

В) факультативные.

35. Какая из перечисленных функций не является функцией фонемы?

А) Образующая.

Б) Дифференцирующая.

В) Коррелятивная.

36. Какие из перечисленных звуковых единиц языка являются линейными /сегментными/?

А) Фонема.

Б) Ударение.

В) Интонация.

37. В каком ряду слов представлены все согласные фонемы, не обладающие дифференциальным признаком мягкости?

А) Чайка, жара, цапля.

Б) Тишь, принцип, жюри.

В) Цунами, чистый, жизнь.

 

38. Каким интегральным признаком обладают согласные фонемы «ц», «ш», «ж»?

А) Способ образования.

Б) Глухость – звонкость.

В) Твердость.

39. По какому дифференциальному признаку противопоставлены согласные фонемы «к-т», «б-д», «з-ж»?

А) Глухость – звонкость.

Б) Способ образования.

В) Место образования.

41. Различают редукцию:

А) качественную, количественную.

Б) качественную, динамическую.

В) качественную, регрессивную.

42. Степень редукции гласного зависит:

А) от соседства с другими фонемами.

Б) от позиции по отношению к ударному слогу.

В) от работы средней части спинки языка.

43. После мягких согласных могут появляться аллофоны следующих гласных фонем:

А) а, и, у.

Б) а, э, о.

В) и, а, о.

44. Позиционные /живые/ чередования согласных фонем обусловлены:

А) позицией фонемы в слове.

Б) действием фонетических законов, характеризующих прошлое состояние языка.

В) местом словесного ударения.

45. Определить тип чередований гласных в словах «беру – собирать – сбор – собрать»?

А) Позиционные.

Б) Исторические /традиционные/.

В) Вариативные.

 

КЛЮЧИ

№ задания                                
№ ответа б а а а б в б в б в а б б в б а

 

№ задания                            
№ ответа а б б а в в а а а в б б б а

 

№ задания                              
№ ответа в б б а в а б в б в а б б а б

 

№ задания                                
№ ответа а б а б б б б а б б а а а в а б

 

№ задания                
№ ответа б а а а б в б в

 

 


 

Оглавление

Предисловие ……………………………………………………………………

 

Программа ……………………………………………………………………….

 

Фонетика. Основные понятия и термины …………………………………

Методика фонетического анализа сегментных и суперсегментных единиц….

Методика фонематического анализа…………………………………………

Тренировочные упражнения………………………………………………….

 

Орфоэпия. Основные понятия и термины ………………………………….

 

Методика орфоэпического анализа……………………………………………..

Тренировочные упражнения………………………………………………….

 

Графика. Орфография. Основные понятия и термины. …………………….

 

Методика орфографического анализа………………………………………….

 

Контрольная работа ……………………………………………………………

 

Орфоэпический словарь …………………………………………………………

 

FАллабайкулова

 


[1] В пособии используются понятия и термины, которые мы считаем наиболее современными и общепринятыми с опорой на позиции Московской фонологической школы.

1 Здесь и далее ударные гласные обозначаются заглавными буквами


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.413 с.