Культура средневековых славянских стран западнохристианского культурного круга (до конца XIV в.). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Культура средневековых славянских стран западнохристианского культурного круга (до конца XIV в.).

2017-10-07 361
Культура средневековых славянских стран западнохристианского культурного круга (до конца XIV в.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хорватия

· Глаголическая и латинская письменность. Хроники. Исторические сочинения.

Со времени миссии Кирилла и Мефодия в книжности хорватских земель с латинским начинает употребляться старославянский язык. Надписи на глаголице – применение которой станет отличительным признаком хорватской к-ры.

С XII -глаголическим письмом писались церковные книги, хозяйственные дневники, завещания, правовые акты. Лишь с XV века народный хорватский проникает в книжную л-ру + его перевод на латинский шрифт.

Агиографические сочинения – «Житие св. Иеронима» - по легенде, уроженца Далмации и создателя глаголического письма. «Чудеса преславной девы Марии». Изданы в первой хорватской типографии в Сене – начало XVI века. Перевод морально-дидактических и апокрифических сочинений – «Тундалово видение» - о путешествии души одного ирландского рыцаря в потустороннем мире.

 

XIII – исторические хроники. Архидиакон Сплитской церкви Фома, получивший образование в Болонском унике создал «Историю архиепископов Салоны и Сплита» - от античности до `XIII. Эпизоды из жизни города и события важные для всей Хорватии – воцарение Арпадов. Татаро-монгольское нашествие и т.д.

 

XIV – сплитский аристократ Миха Мадиев – «О деяниях римских императоров и святейших отцов» описал положение Хорватии и Боснии конца XIII – начала XIV.

В XIV – XV составляются хроники на славянской языке – «Краткая хроника» Шимуна Климентовича.

Искусствовлияние поздней античности, но сюжеты упрощаются и схематизируются. В декоративно-прикладном искусстве преобладает растительный орнамент, человеческих фигур нет.

Церковь св. Доната в Задаре – ротонда X века. (справа)

Книжные миниатюры из Далмации (сплитское Евангелие VIII, Евангелие из Осора конца XII) и Зеты (кириллическое Мирославо Евангелие XII) ориентировано на южноитальянские образцы.

 

В районах близ Адриатики в XI наступает эпоха романского стиля – до XIV. Ранние романские постройки еще несут отпечаток античности – церковь Св. Хрисогона в Задаре, собор в Трогире. В Истрии романский стиль сплетается с местными, с венецианскими и с фриульскими традициями, а потом вытесняется готикой.

Романский стиль в Хорватии – фрески собора в Загребе.

Готика – середина XII – XVII – собор в Загребе. В Далмации уже с XV века Ренессанс.

Изменение идейного содержания литературы в 15 веке с Возрождением.

МАРКО МАРУЛИЧ – Юдиф. Впервые работа На хорватском языке. 1521.

Развитие литератры ренессанса в Хорватии. Марин ДРЖИЧ. Комедия ДУНДО МАРОЕ. Исторический оптимизм.

Героическая поэма Ветрановича – Пустынник. Затем намечается эпоха Барокко.

 

 

Польша

· X – XII века.

Время приобщения к латинской культуре Запала, стадия ученичества – освоение достижений средневековой христианской цивилизации.

o Крещение и христианизация

Толчок – политические обстоятельства. Ведя борьбу за З. Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I хотел найти союзника в лице чешских правителей + отношение со СРИ. Брак с чешской княжной Дубравой и крещение Мешки.

Нужно внедрить христианство в народ и обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии (Магдебургская архиепископия). Сначала в Польше духовенство возглавлял Иордан из Чехии, а в 1000 году создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентыем – чех.

Долгое время церковь была фактической частью гос. Аппарата, полностью зависима. В XII веке –после распространения на Польшу реформ Григория VII, духовенство стало независимым.

1037 – восстание – трудность проникновения христианства. Сами правители могли несколько раз жениться и не до конца соблюдать все нормы. Обряды были нерегулярными, даже крещение, покойников продолжали сжигать. Священники были неграмотны, а церкви очень маленькими. До XII века христианизация была забой г-ва.

Но все таки шел процесс преобразования норм – вытеснения языческой культуры.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.