Динамика численности карелов в Республике Карелия — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Динамика численности карелов в Республике Карелия

2017-10-07 412
Динамика численности карелов в Республике Карелия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по данным переписи)

 

Год                
Чел.                

 

На территории Республики Карелия осуществляют деятельность:

- Региональная общественная организация «Союз карельского народа» (руководитель – Мигунова Елена Ивановна);

- Совет уполномоченных VI съезда карелов Республики Карелия (руководитель – Жаринова Ольга Михайловна);

- Карельская региональная общественная организация «Карельский конгресс» (руководитель – Григорьев Анатолий Семенович);

- Республиканская молодежная общественная организация «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») (руководитель – Чубурова Алина Анатольевна);

- Карельская региональная общественная организация «Олонецкие карелы» (руководитель – Лукин Владимир Васильевич);

- Карельская региональная общественная организация «Карельский родник» (руководитель – Чеснокова Наталья Владимировна);

- Карельская региональная общественная организация «Видлицкие карелы» (руководитель – Куджиева Раиса Федоровна);

- Карельская региональная общественная организация «Родной очаг» (руководитель – Афанасьева Татьяна Александровна);

- Карельская региональная общественная организация «Ухут-сеура» (руководитель – Коваленко Валентина Владимировна);

- Карельская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив «Родной край» (руководитель – Хейнонен Людмила Александровна);

- Общественный фонд поддержки карельского культурного наследия Республики Карелия (руководитель – Калмыкова Надежда Викторовна).

В.Бирин

З.Строгальщикова

Вепсы

 

Вепсы – один из коренных малочисленных народов Северо-Запада России финно-угорской группы уральской языковой семьи. Расселены в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озерами – Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья). В настоящее время живут на юго-западном побережье Онежского озера (Шелтозерское, Рыборецкое, Шокшинское сельские полселения Прионежского района Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) областей.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность вепсов в Республике Карелия составляла 3,423 тыс. чел. (0,6% в ее населении).

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Распространён также русский язык. Верующие – православные.

По данных первой Всероссийской переписи населения 1897 года, вепсов насчитывалось 25,6 тыс. человек. Подавляющее большинство составляли крестьяне, занимавшиеся в основном подсечным земледелием в местах традиционного проживания. Немаловажное значение в хозяйстве и занятиях вепсов составляли отхожие промыслы: стекольный, плотничий, камнерезный, жестяной, печной, камнетесный, кожевенный и др. Многие были заняты на заготовках и сплаве леса, добыче и обработке камня, производстве керамических изделий, плетении берестяных изделий, а также бондарничеством и шорничеством.

Огромным подспорьем для крестьянской семьи всегда служили охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Часть полученного этими способами продукта поставлялась на местный рынок в Петрозаводск, Вытегру, Лодейное Поле, Санкт-Петербург, а также на крупные общероссийские ярмарки.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов в административном отношении была разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 года между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 года Вологодской областями. Разделение отрицательно сказалось на формировании национального самосознания и явилось одним из главных препятствий для создания в 1920-ые годы единой вепсской автономии. В 1927 году в Карельской АССР был образован Шелтозерский, а в 1931 году в Ленинградской области – Винницкий национальные районы. Еще 15 вепсских сельских советов получили статус национальных. В 1931 году была создана вепсская письменность и со следующего года в вепсских селах Ленинградской области преподавание в начальных школах стало проводиться на родном языке. Через несколько лет (по требованию вепсов) обучение в Шелтозерском районе КАССР также было переведено на вепсский язык. На вепсском языке стала издаваться учебная и художественная литература, пресса. В итоге уровень национального самосознания народа резко повысился. На 1930-ые годы приходится самая высокая численность вепсов – около 35 тыс. чел.

В конце 1937 года вся деятельность по национальному развитию вепсов резко прекращается. Часть вепсской интеллигенции, в том числе авторы учебников, была репрессирована. Обучение в школах переводится на русский язык, учебная литература на вепсском языке изымается и уничтожается. Винницкий национальный район и сельские советы утрачивают статус национальных. Целенаправленно проводится политика насильственной ассимиляции.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования. Так, вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской – двух: Вытегорского и Бабаевского. В результате в период ликвидации «неперспективных» деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение. С 1953 по 1958 годы из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. чел.).

Национальное самосознание вепсов подвергается сильнейшему психологическому давлению в форме отказа властей фиксировать вепсскую национальность в официальных документах. Сначала в Вологодской, а затем и в Ленинградской областях их объявляют «несуществующими» в официальной статистике и при проведении переписей 1970 и 1979 годов записывают русскими. Одновременно в общественном сознании формируется чувство непристижности вепсской национальности. В итоге в 1970-ые годы в Ленинградской и Вологодской областях вепсы, согласно официальным данным, «исчезают» из мест своего исконного проживания.

В Карелии ассимиляционные процессы носили смягченный характер. Шелтозерский национальный район был ликвидирован в 1956 году. Его территория была целиком включена в состав одного Прионежского района. Карельское руководство более лояльно относилось к национальному самоопределению вепсов и фиксации вепсской национальности в официальных документах. При проведении переписей вепсов не записывали насильно русскими. Тем не менее, ликвидация деревень, миграция в города и высокая межнациональная брачность способствовали стабильному сокращению численности вепсов в республике.

К концу 1980-х годов из-за территориальной разобщенности, усугубленной бездорожьем, веками существовавшие социально-экономические и этнокультурные связи вепсов оказались нарушенными. Многие деревни и села обезлюдели. Усилилась тенденция к депопуляции этноса. Вепсы оказались на грани исчезновения.

В конце ХХ века численность вепсов в Российской Федерации составляет 12,1 тыс. чел. (1989 год). 48% из них проживает в Карелии, 34% – в Ленинградской области, остальные – в Вологодской области, а также в Санкт-Петербурге и других городах и районах страны.

Ситуация заметно изменилась с началом демократизации российского общества. Немногочисленная вепсская интеллигенция сумела привлечь внимание общественности и органов власти.

Созданное в 1989 году Общество вепсской культуры совместно с финно-угорским филиалом Международного института перевода Библии издали в течение 1992-1996 годов переводы на вепсский язык детской Библии и четырех Евангелий. Издание учебной и художественной литературы, переводов библейских текстов, газеты на вепсском языке заложили основу для формирования литературного вепсского языка.

Во многих школах вепсского региона начато преподавание вепсского языка. С 1992-1993 учебного года в Карельском государственном педагогическом институте начата подготовка преподавателей вепсского языка, а в Петрозаводском государственном университете – специалистов-филологов по вепсскому языку.

В настоящее время Республика Карелия по существу является координатором и одновременно основным исполнителем всех мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. В Карелии издается вся учебная и художественная литература, периодическая печать на вепсском языке, ведется подготовка будущих учителей родного языка – специалистов по вепсскому языку из числа вепсской молодежи из всех регионов проживания вепсов, ежегодно проводится Межрегиональный конкурс «Знатоков вепсского языка», в котором принимают участие обучающиеся всех школ, где проводится изучение вепсского языка, курсы для учителей вепсского языка.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.