Методы социологической науки. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методы социологической науки.

2017-10-11 73
Методы социологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 2.

Социология тесно связана со многими общественными дисциплинами: философией, историей, политологией, психологией, экономикой, правом.

Социология опирается на философию – учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру. Это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Но объект и предмет философии шире, чем социологии. Изучаемые философией законы более всеобъемлющи по сравнению с социологическими закономерностями. Социология изучает не общество вообще, а современное конкретное общество в настоящее время.

Социология опирается на историю, т.к. не может обойтись без исторических фактов. Но история изучает их в уникальности и неповторимости, а социология – в повторяемости и закономерностях.

Социология связана с политологией, но если она изучает общество как систему, со всех сторон, то политология - только политическую сферу жизнедеятельности общества. То есть политология опирается на социологию, используя ее методы исследования социума, а также закономерности общественного развития. Аналогичную связь социологии можно установить с экономикой, правом, которые не могут обойтись без закономерностей развития общества как целого. То есть, социология находится как бы в середине иерархии общественных наук.

Вопрос 3.

Социальное знание неоднородно и имеет сложную структуру, обусловленную различением ракурсов и уровней социальных явлений и процессов.

В социологии, как и в других науках, можно выделить два основных компонента - знание и средства его получения.

С этой точки зрения можно выделить в социологии два уровня: теоретический и эмпирический.

В самой теории определяют уровень методологии, т.е. учение о принципах построения, формах и способах познания.

Теоретическое знание структурировано по отношению к объекту изучения. По этому критерию анализируют

- общесоциологические теори и (системы знаний об обществе в целом, его структурных элементах и связях между ними;

- формационные теории (знания об обществе, находящемся на определенной стадии развития, например, социологическая теория капитализма и социализма).

- отраслевые социологические теории ( знания об отдельных сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, духовной, социальной). Они, в свою очередь, делятся на более узкие, специальные теории, касающиеся различных сторон каждой сферы жизнедеятельности общества: социологию брака и семьи; социологию города и деревни; социологию личности; социологию труда; социологию досуга и т.д.

Эти теории получили название «теории среднего уровня». Они были разработаны Американским социологом Р.Мертоном. Ему принадлежит заслуга преодоления противоположности между теоретической и эмпирической социологией.

Эмпирическая социология – определенный уровень социологического знания, комплекс исследований, включая разработку программы социологического исследования, его организацию, методы и технику сбора информации, обработку и анализ полученной информации. Эмпирические исследования проводятся в рамках специальных социологических теорий.

Социология исследует социальные явления и процессы на уровне общества в целом, на уровне более или менее широких социальных общностей (класса, религиозной группы, национальной общности), личности и межличностного взаимодействия. Это позволяет выделить

- макросоциологию, изучающую крупные социальные образования типа государства, класса, промышленных корпораций;

- микросоциологию, которая исследует социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. Микросоциология тесно связана с эмпирическим уровнем социологического знания.

Выделяют также фундаментальные и прикладные теории. Первые ориентированы на решение научных проблем, формирование концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем типа сиротства, миграции, налоговой системы.

Вопрос 3.

Выборочное обследование

К середине XIX в. правительства многих стран регулярно проводили перепись или подсчет своего населения. В США перепись населения осуществлялась через каждые десять лет с 1790 г. Социологический опрос во многом аналогичен переписи. Его применяли Чарлз Бут при исследовании уровня бедности в Лондоне и Фредерик Ле Плэй, изучавший французские трудящиеся классы. На основе приемов использованных этими и другими европейскими социологами, был разработан современный метод выборочного обследования. Он заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

В настоящее время метод выборочного обследования, быть может, наиболее часто применяется в общественных науках. Его можно одновременно использовать и для описания и для объяснения социальных фактов.

Исследователь начинает с тщательного определения группы людей (или других общностей, например семьи), которую он (или она) будет изучать.

Эта группа называется генеральной совокупностью. К ней относятся все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. Можно выбрать любой признак: демократы, которые участвовали в голосовании на предыдущих выборах, учащаяся молодежь. Совокупности, изучаемые социологами, - это группы людей, которым свойственны одна или несколько общих особенностей. Часто группы бывают настолько крупными, что обследование каждого их члена требует значительных затрат денег и времени. Поэтому, исходя из практических соображений, на следующем этапе работы исследователь проводит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. На основе правильной выборки можно получить достоверные данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

После построения выборки надо сформулировать вопросы, на которые будет предложено ответить респондентам, входящим в выборку. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию (обычно с помощью компьютера). Метод выборочного обследования имеет большие достоинства. Это лучший способ получить репрезентативное представление о характерных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. Однако, поскольку почти все данные получены здесь со слов респондентов, некоторые исследователи считают, что этот метод весьма субъективен и не отражает глубокий смысл ответов.

Полевое исследование

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы». И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует.

В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер.

Скрытое наблюдение

Предположим, нас интересует вопрос о распространении алкаголизма, курения и сексуальном поведении в обществе. Один способ найти ответ - воспользоваться простым опросом: выбрав наугад людей на улице. Однако обращение к прохожим может не дать искомого результата, так как люди не желают рассказывать о таких вещах, не хотят выглядеть не такими как все. Они также не всегда могут объяснить собственные ощущения.

Исследование, при котором люди не знают, что их поведение анализируют, называется скрытым наблюдением. Этот метод важен потому, что уменьшает влияние исследователей на поведение людей. Некоторые социологи, применяющие метод скрытого наблюдения, считают, что полученные ими результаты надежнее, чем данные опросов. Эффективность метода скрытого наблюдения не избавляет его, однако, от одной этической проблемы. Когда мы собираем данные о конкретных людях, которые не знают, что их поведение подвергается исследованию, возникает вопрос о нашем вторжении в их личную жизнь. Это особенно очевидно, когда проводится исследование таких щепетильных ее сторон, как курение, употребление спиртных напитков. В этом случае возникает противоречие между научными ценностями, т.е. стремлением к получению наиболее точных и обоснованных данных, и этическими ценностями общества.

Метод исторического анализа

Великий немецкий социолог Макс Вебер использовал метод исторического исследования, анализируя связь между религией и социальными изменениями. Он был убежден, что в протестантизме и особенно в учении Жана Кальвина (XVI в.) заложен некий призыв к самодисциплине, которая является важным условием делового успеха. Стремясь доказать это, он внимательно изучал проповеди великих протестантов, уделяя особое внимание их мыслям об упорном труде, самоограничении, разумном использовании времени и денег.

Он также анализировал произведения Бенджамина Франклина, высоко ценившего деловой успех. Кроме того, он изучил историю нескольких религий - например, Индии и Китая, - где деловому успеху не придавалось такого важного значения, как в протестантской Европе, и обнаружил, что эти темы встречаются не во всех религиях.

Использование исторических документов для проверки гипотез является важным методом исследования для многих социологов. Они изучают переписи населения, проведенные в прошлом, судебные протоколы и записи в церковных книгах, чтобы узнать, как изменились состав семей и характер их миграции. Они знакомятся с полицейскими архивами, чтобы уяснить характерные особенности людей, принимавших участие в великих революциях. Исторический метод важен для тех, кто считает изучение прошлого не менее ценным в понимании общества и общественных отношений, чем исследование их сегодняшнего состояния.

Контроль переменных

В приведенном нами простом эксперименте исследователь убедился, что группы аналогичны по численности, возрастному составу и соотношению мужчин и женщин. Это пример использования контроля. Если бы группы отличались одна от другой, различия могли бы повлиять на результаты эксперимента. Скажем, студенты в больших группах могли дать более низкую оценку преподавателю, чем в небольших группах: у них менее тесный контакт с преподавателями. Если бы группа, узнавшая о мнении прошлогодних студентов, и группа, не получившая такой информации, были разными по численности, мы не смогли бы определить, что повлияло на различия в мнениях - информация о мнении прошлогодних студентов или численность группы. Отбирая группы, идентичные по численности и другим возможным переменным (например, по возрасту студентов), мы считаем эти вероятные причины различий постоянными, т.е. контролируем их и убеждаемся, что мнения прошлогодних студентов - единственная независимая переменная (вероятная причина различий) в данном эксперименте.

При экспериментальном изучении тех или иных социальных проблем исследователь имеет дело с множеством независимых переменных, причем их связи между собой и с зависимой переменной бывают неясными. В процессе исследования необходимо уменьшить число переменных, изолировать их друг от друга и таким образом определить влияние каждой из них. Это осуществляется путем специального контроля. Независимая переменная вводится только в экспериментальную, но не в контрольную группу. Различия между результатами, полученными в той и другой группах, дают информацию о независимой переменной.

Функции социологии:

познавательная – изучение и познание социальной реальности и социальных процессов;

прогностическая – выявление перспектив развития социальных явлений;

социального проектирования и конструирования – разработка моделей конкретной социальной организации;

организационно-технологическая – создание социальных технологий, например, уплаты налогов;

управленческая – выработка рекомендаций, предложений, методики оценки различных характеристик субъекта и объекта общественных отношений, социальное планирование, социологическая подготовка кадров;

инструментальная – разработка исследовательского инструментария поиску, регистрации, измерению, обработке, анализу и обобщению социологической информации.

мировоззренческая – формирование определенного мировоззрения, совпадающего с ходом объективного развития общества.

Литература

Вопрос 2.

Социология тесно связана со многими общественными дисциплинами: философией, историей, политологией, психологией, экономикой, правом.

Социология опирается на философию – учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру. Это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Но объект и предмет философии шире, чем социологии. Изучаемые философией законы более всеобъемлющи по сравнению с социологическими закономерностями. Социология изучает не общество вообще, а современное конкретное общество в настоящее время.

Социология опирается на историю, т.к. не может обойтись без исторических фактов. Но история изучает их в уникальности и неповторимости, а социология – в повторяемости и закономерностях.

Социология связана с политологией, но если она изучает общество как систему, со всех сторон, то политология - только политическую сферу жизнедеятельности общества. То есть политология опирается на социологию, используя ее методы исследования социума, а также закономерности общественного развития. Аналогичную связь социологии можно установить с экономикой, правом, которые не могут обойтись без закономерностей развития общества как целого. То есть, социология находится как бы в середине иерархии общественных наук.

Вопрос 3.

Социальное знание неоднородно и имеет сложную структуру, обусловленную различением ракурсов и уровней социальных явлений и процессов.

В социологии, как и в других науках, можно выделить два основных компонента - знание и средства его получения.

С этой точки зрения можно выделить в социологии два уровня: теоретический и эмпирический.

В самой теории определяют уровень методологии, т.е. учение о принципах построения, формах и способах познания.

Теоретическое знание структурировано по отношению к объекту изучения. По этому критерию анализируют

- общесоциологические теори и (системы знаний об обществе в целом, его структурных элементах и связях между ними;

- формационные теории (знания об обществе, находящемся на определенной стадии развития, например, социологическая теория капитализма и социализма).

- отраслевые социологические теории ( знания об отдельных сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, духовной, социальной). Они, в свою очередь, делятся на более узкие, специальные теории, касающиеся различных сторон каждой сферы жизнедеятельности общества: социологию брака и семьи; социологию города и деревни; социологию личности; социологию труда; социологию досуга и т.д.

Эти теории получили название «теории среднего уровня». Они были разработаны Американским социологом Р.Мертоном. Ему принадлежит заслуга преодоления противоположности между теоретической и эмпирической социологией.

Эмпирическая социология – определенный уровень социологического знания, комплекс исследований, включая разработку программы социологического исследования, его организацию, методы и технику сбора информации, обработку и анализ полученной информации. Эмпирические исследования проводятся в рамках специальных социологических теорий.

Социология исследует социальные явления и процессы на уровне общества в целом, на уровне более или менее широких социальных общностей (класса, религиозной группы, национальной общности), личности и межличностного взаимодействия. Это позволяет выделить

- макросоциологию, изучающую крупные социальные образования типа государства, класса, промышленных корпораций;

- микросоциологию, которая исследует социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. Микросоциология тесно связана с эмпирическим уровнем социологического знания.

Выделяют также фундаментальные и прикладные теории. Первые ориентированы на решение научных проблем, формирование концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем типа сиротства, миграции, налоговой системы.

Вопрос 3.

Методы социологической науки.

Исследование обычно начинается с того, что интуиция подсказывает причину событий или явлений. Предположение о причинной связи между двумя группами фактов (например, между принадлежностью к определенному социальному классу и общественно-политической позицией) называется гипотезой. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было подтвердить или опровергнуть.

Гипотезы всегда основаны на одной или нескольких теориях. Теорией называется утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез.

Итак, составными частями социологического знания являются факты, гипотезы и теории.

Социологическими методами называются правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Социологи стремятся выявить причинно-следственные связи, находя зависимости между переменными. Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Это может быть возраст, имеющий целый ряд значений: 6 месяцев, 18 лет, 47 лет и т.д., образование – высшее, среднее специальное, среднее, начальное.

Большинство социологических исследований стремятся выявить и измерить вариации, характерные для одного специфического явления, а затем объяснить эти вариации воздействием другого явления. Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной. Когда социологи заранее догадываются о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными, они формулируют гипотезу. На зависимую переменную, т.е. поведение, оказывает влияние независимая переменная.

Выборочное обследование

К середине XIX в. правительства многих стран регулярно проводили перепись или подсчет своего населения. В США перепись населения осуществлялась через каждые десять лет с 1790 г. Социологический опрос во многом аналогичен переписи. Его применяли Чарлз Бут при исследовании уровня бедности в Лондоне и Фредерик Ле Плэй, изучавший французские трудящиеся классы. На основе приемов использованных этими и другими европейскими социологами, был разработан современный метод выборочного обследования. Он заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

В настоящее время метод выборочного обследования, быть может, наиболее часто применяется в общественных науках. Его можно одновременно использовать и для описания и для объяснения социальных фактов.

Исследователь начинает с тщательного определения группы людей (или других общностей, например семьи), которую он (или она) будет изучать.

Эта группа называется генеральной совокупностью. К ней относятся все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. Можно выбрать любой признак: демократы, которые участвовали в голосовании на предыдущих выборах, учащаяся молодежь. Совокупности, изучаемые социологами, - это группы людей, которым свойственны одна или несколько общих особенностей. Часто группы бывают настолько крупными, что обследование каждого их члена требует значительных затрат денег и времени. Поэтому, исходя из практических соображений, на следующем этапе работы исследователь проводит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. На основе правильной выборки можно получить достоверные данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

После построения выборки надо сформулировать вопросы, на которые будет предложено ответить респондентам, входящим в выборку. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию (обычно с помощью компьютера). Метод выборочного обследования имеет большие достоинства. Это лучший способ получить репрезентативное представление о характерных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. Однако, поскольку почти все данные получены здесь со слов респондентов, некоторые исследователи считают, что этот метод весьма субъективен и не отражает глубокий смысл ответов.

Полевое исследование

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы». И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует.

В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер.

Скрытое наблюдение

Предположим, нас интересует вопрос о распространении алкаголизма, курения и сексуальном поведении в обществе. Один способ найти ответ - воспользоваться простым опросом: выбрав наугад людей на улице. Однако обращение к прохожим может не дать искомого результата, так как люди не желают рассказывать о таких вещах, не хотят выглядеть не такими как все. Они также не всегда могут объяснить собственные ощущения.

Исследование, при котором люди не знают, что их поведение анализируют, называется скрытым наблюдением. Этот метод важен потому, что уменьшает влияние исследователей на поведение людей. Некоторые социологи, применяющие метод скрытого наблюдения, считают, что полученные ими результаты надежнее, чем данные опросов. Эффективность метода скрытого наблюдения не избавляет его, однако, от одной этической проблемы. Когда мы собираем данные о конкретных людях, которые не знают, что их поведение подвергается исследованию, возникает вопрос о нашем вторжении в их личную жизнь. Это особенно очевидно, когда проводится исследование таких щепетильных ее сторон, как курение, употребление спиртных напитков. В этом случае возникает противоречие между научными ценностями, т.е. стремлением к получению наиболее точных и обоснованных данных, и этическими ценностями общества.

Метод исторического анализа

Великий немецкий социолог Макс Вебер использовал метод исторического исследования, анализируя связь между религией и социальными изменениями. Он был убежден, что в протестантизме и особенно в учении Жана Кальвина (XVI в.) заложен некий призыв к самодисциплине, которая является важным условием делового успеха. Стремясь доказать это, он внимательно изучал проповеди великих протестантов, уделяя особое внимание их мыслям об упорном труде, самоограничении, разумном использовании времени и денег.

Он также анализировал произведения Бенджамина Франклина, высоко ценившего деловой успех. Кроме того, он изучил историю нескольких религий - например, Индии и Китая, - где деловому успеху не придавалось такого важного значения, как в протестантской Европе, и обнаружил, что эти темы встречаются не во всех религиях.

Использование исторических документов для проверки гипотез является важным методом исследования для многих социологов. Они изучают переписи населения, проведенные в прошлом, судебные протоколы и записи в церковных книгах, чтобы узнать, как изменились состав семей и характер их миграции. Они знакомятся с полицейскими архивами, чтобы уяснить характерные особенности людей, принимавших участие в великих революциях. Исторический метод важен для тех, кто считает изучение прошлого не менее ценным в понимании общества и общественных отношений, чем исследование их сегодняшнего состояния.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.