Организационный момент. Упражнение «Волшебные шары». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организационный момент. Упражнение «Волшебные шары».



[Совершенствование навыка осознанного чтения слов с буквой Хх.]

Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ни­ми, приглашает пройти к магнитной доске, на которой закреплено изображение елочки. На елочке висят разноцветные шары. На каж­дом шарике написан слог (му, ха, Хом, ка, ха, та, тах, та).

Логопед. Подойдите к елочке. Снимите с нее по два слога. Садитесь за стол.

Дети выполняют задание.

Логопед. Теперь положите шарики на стол и выберите по два слога, из которых можно составить слово. Первый слог вашего слова должен быть написан на красном шарике, а второй — на синем.

Дети составляют, читают и объясняют слова: муха, Хомка, хата, тахта.

Логопед. Отлично! Вы очень хорошо справились с первым заданием. Сегодня мы продолжим разговор про новогодний праздник, будем играть и читать.

Логопед убирает плоскостные изображения шариков.

2. Игра «Украсим елки».[Совершенствование грамматическо­го строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).1

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображе­ние еще одной елочки.

Логопед. Посмотрите на елки и сравните их.

Дети. Одна елка большая, а другая маленькая.

Логопед. Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас дол­жен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеле­ная, а маленькая елочка зелененькая».

1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая.

2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая.

3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая.

4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.

Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображе­ниями игрушек для большой и маленькой елок. Вешает большой крас­ный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на малень­кую елочку.

Логопед. А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушеч­ку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».

1-й ребенок. Я украсил большую елку большой голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой голубенькой сосу­лечкой.

Аналогично составляют предложения остальные дети. Логопед оценивает работу детей.

3. Отгадывание загадки.[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Совершенствование навыка слогового анализаслов. Совершенствование слоговой структуры слова (трехслож­ные слова с одним закрытым слогом).]



Логопед убирает контейнер с плоскостными изображениями иг­рушек и маленькую елочку, а большую елку оставляет на доске.

Логопед. Эта елка поможет вам выполнить следующее зада­ние — отгадать мою загадку.

Что это будет?

Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Шары золотистого цвета.

Подарки. Мерцанье цветных огоньков.

Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.

Пляски и песни. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему? В. Данько

Дети. Елка.

Логопед. Как вы догадались?

Дети дают подробное объяснение.

Логопед, А запомнили ли вы, о каких украшениях говорит­ся в загадке? Перечислите их.

Дети. Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звез­ды, снежинки, флажки.

Логопед. Давайте разделим эти слова на слоги прохлопыванием. Сильный, ударный слог мы будем еще и протопывать.

Дети вместе с логопедом выполняют задание.

Логопед. Чудесно! А было ли среди названий украшений название, содержащее звук [х]?

Дети. Было. Это слово хлопушка.

Логопед. На каком месте в этом слове стоит звук [х] ?

Дети. Звук [х] стоит в начале слова.

Логопед. Какие вы молодцы! Похлопайте себе.

Логопед убирает изображение елочки с магнитной доски.

4.Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Новогодний праздник».)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Новогодний празд­ник».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Игра «Что везет лошадка?» [Автоматизация звука [ж] в сло­вах и предложениях.]



Логопед приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турец­ки. Он помещает на коврограф, стоящий перед детьми, плоскостное изображение лошадки с тележкой, рассыпает на ковре предметные картинки.

Логопед. Давайте погрузим в тележку предметы, в названи­ях которых есть звук [ж], и составим об этом предложения. Я на­деюсь, вы будете правильно произносить звук [ж].

Дети прикрепляют в тележку предметные картинки на «липуч­ках» и комментируют свои действия.

1-й ребенок. Я погружу в тележку пружину.

2-й ребенок. Ая положу в тележку этажерку. (И т.п.)

Логопед оценивает работу детей и убирает игру с коврографа.

7. Упражнение «Помоги Хрюше». [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).]

Логопед раздает детям открытые буквари.

Логопед. Вы правильно определили место звука [х] в слове хлопушка. Посмотрите на правую страницу. Давайте поможем Хрюше увидеть предметы, в названиях которых есть этот звук, и определим его место в словах.

Дети находят на картинке и называют мухомор, хлеб, халат, пе­туха, муху, хлопушку, а потом определяют место звука [х] в словах.

8. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие тонкой мотори­ки, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает недорисованные картинки (рис.27), ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на рисунок. Что хотел нарисовать ху­дожник?

Дети. Художник хотел нарисовать елку.

Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте вторую половину елки.

 

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь цветными карандашами раскрасьте сна­чала игрушки, а потом и елку.

Эту часть задания дети могут доделать в вечерний отрезок вре­мени. После завершения работы логопед предлагает детям оценить работу друг друга и выдает им наклейки за старание.

9. Пение песенки «Синий шар»1.Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.

Логопед убирает картинки и контейнер с карандашами и пред­лагает детям пройти на коврик.

 

1 Гавришева Л. Б., Нцщева Н. В. Логопедические распевки.— СПб. .ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1005.

Логопед. На прошлом занятии вы очень хорошо спели пе­сенку про елочку. Давайте сегодня споем песенку «Синий шар». Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно.

Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.

Синий шар купили Светке,

Вот какой красивый.

Он теперь висит на ветке

И похож на сливу.

Н. Нищева

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать о том, что им было особенно интересно де­лать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

 

Коррекционно-образовательные цели.Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонема­тического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к]). Автома­тизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечени­ем согласных исловах с ними.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, ре­чевого дыхания, навыков звукового анализа, зрительного внима­ния и восприятия, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование.Наборное полотно, коврограф; маленькие пластиковые бутылочки, наполненные конфетти, со вставленны­ми в крышку соломинками для коктейля по числу детей; неболь­шой резиновый мячик; контейнер с ватными палочками, влажные гигиенические салфетки; «Мой букварь» по числу детей, большие синие и красные пластмассовые или деревянные кружки для зву­кового анализа, мешочек с елочными игрушками.

Предварительная работа. Выполнение упражнения «Мотор­чик» и проговаривание слогов с сочетанием -др- на «Моторчике» на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой мо­торики, тактильных ощущений.]

Логопед встречает детей в дверях, организует приветствие, при­глашает пройти за столик, но котором стоит контейнер с чечевицей и лежат листы бумаги с нарисованным на них контуром елочки.

Логопед. Садитесь удобно и приступайте к выполнению первого задания. Вы должны на своем листочке из чечевицы вы­ложить контур елочки. Победит тот, кто выполнит работу быстро и аккуратно.

Дети выполняют задание, а потом вместе с логопедом подводят итоги соревнования.

2. Упражнение с мячом «Быстро отвечай». [Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Развитие диалогической речи.]

Логопед предлагает детям ссыпать чечевицу в контейнер, уби­рает контейнер и листы, достает мячик. Если логопед сочтет это задание сложным, то можно поместить на магнитную доску сю­жетные картинки в качестве зрительной опоры.

Логопед. Поиграем с мячиком в игру «Быстро отвечай». Я качу вам мячик и задаю вопрос. Вы ловите мячик, отвечаете на вопрос и катите мячик мне обратно. Что вы только что делали?

1-й ребенок. Мы выкладывали контур елочки чечевицей.

Логопед. Что делает Дед Мороз с игрушками, когда готовит подарки детям?

2-й ребенок. Дед Мороз раскладывает игрушки по пакетам.

Логопед. Что он делает потом с этими пакетами?

3-й ребенок. Он складывает их в мешок.

Логопед. Что он делает с мешком, когда подходит к саням?

4-й ребенок. Он укладывает мешок в сани.

 

 

Логопед. Какие похожие слова звучали в ваших ответах? Дети. Выкладывали, раскладывает, складывает, укладывает. Дети. Правильно. И все эти слова образованы от слова класть и составляют с ним одну семейку. Логопед убирает мяч.

3. Упражнение «Новогодний салют». [Развитие длительного плавного направленного выдоха.]

Логопед предлагает детям выйти на ковер и раздает им буты­лочки с конфетти.

Логопед. Давайте устроим новогодний салют. Возьмите бу­тылочку правильно, сделайте вдох, дуйте в соломку долго, плавно, не надувая щек.

Упражнение проводится не более четырех раз, чтобы не спрово­цировать головокружение у детей. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при вдохе и не надували щеки при выдохе.

4. Упражнение «Моторчик».[Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Мотор­чик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-че­тыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».

5. Упражнение «Повтори за мной».[Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма-ежна.

6. Упражнение «Читай и различай».[Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения.]

Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им откры­тые буквари.

Логопед. А теперь давайте почитаем, выполним задание рядом с желтым кружком.

1-й ребенок. Хо-ко.

2-й ребенок. Ху-ку.

3-й ребенок. Ко-хо.

4-й ребенок. Ку-ху.

1-й ребенок. Ход-кот.

2-й ребенок. Муха-мука.

3-й ребенок. Кот-ход.

4-й ребенок. Мука-муха.

Логопед. А предложение мы прочитаем все вместе.

Дети. Мох намок — намок мох.

Логопед. Отлично! Похлопайте себе.

7. Звуковой анализ словауха. [ Развитие навыков звукового ана­лиза и синтеза.]

Логопед достает контейнер с красными и синими кружками.

Логопед. А теперь посмотрите на картинку под предложе­нием. Кто это?

Дети. Это осы.

Логопед. Что обозначают кружки под картинкой?

Дети. Они обозначают звуки.

Логопед. Сколько звуков в слове осы.

Д е т и. В этом слове три звука.

Логопед. Назовите их по порядку.

Дети. О, с, ы.

Логопед. Хорошо. Теперь посмотрите на картинку в ниж­ней части страницы. Что это?

Дети. Это уха.

Логопед. Что такое уха?

Дети. Это рыбный суп.

Логопед. Верно. Сколько звуков в этом слове?

Д е т и. В этом слове три звука.

Логопед. Какой звук первый? И что вы можете сказать о нем?

Дети. Звук [у]. Он гласный. Мы обозначаем его красным кружком.

Логопед ставит на наборное полотно красный кружок.

Логопед. Какой звук второй? Расскажите и о нем.

Дети. Звук [х]. Он согласный твердый. Мы обозначим его синим кружком.

Логопед ставит синий кружок после красного.

Логопед. Какой звук третий? И что вы знаете о нем?

Дети. Звук [а]. Он гласный. Мы обозначим его красным кружком.

Логопед ставит после синего красный кружок.

Логопед. Мы с вами составили схему слова уха.

Можно поупражнять детей в работе по схеме слова. Логопед показывает любой кружок в схеме, а дети произносят соответст­вующий ему звук.

8. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»[Совершен­ствование грамматического строя речи (образование относитель­ных прилагательных).]

Логопед приглашает детей на коврик и берет в руки мяч.

Логопед. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» вам уже знакома. Я бросаю мяч и говорю, из чего сделана елочная иг­рушка. Вы ловите мяч, говорите, какая эта игрушка, и возвращае­те мяч мне.

Логопед. Шарик из стекла.

1-й ребенок. Стеклянный шарик.

Логопед. Шишка из пластмассы.

2-й ребенок. Пластмассовая шишка.

Логопед. Снеговик из ваты.

3-й ребенок. Ватный снеговик.

Логопед. Флажок из бумаги.

4-й ребенок. Бумажный флажок.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание!

9. Игра «Волшебный мешочек».[Развитие связной речи (при­думывание загадок-описаний).]

Логопед убирает мяч и достает мешочек с игрушками.

Логопед. А сейчас вам предстоит придумать загадки-описа­ния о елочных игрушках, которые лежат в мешочке. Вы по очере­ди будете опускать руку в мешочек и описывать игрушку, которая нам попалась, не называя ее. Если вы правильно опишете игруш­ку, ваши друзья легко отгадают загадку.

1-й ребенок. Он большой, круглый, гладкий, легкий, стек­лянный. У него есть петелька, за которую его вешают на елку. Что это?

Дети. Это шарик.

Логопед достает шарик из мешка и демонстрирует его детям Все аплодируют автору загадки. Аналогично составляют загадки все дети.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.) Логопед убирает мешочек и предлагает детям подвести итог за­нятия, рассказать о тех заданиях, которые они выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

 

Январь, 2-я неделя

Лексическая тема «Мебель».

Звуки [х], [х'], [к], [к'1, [г], [г']

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлении о мебели, ее назначении, деталях и частях; матери­алах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, крес­ло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хра­нить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, макет «Детская комната», плоскостные изображения мебели для детской комнаты и игру­шек, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебель­ный магазин, составление рассказов о домашней мебели по пред­ложенному плану. Повторение пальчиковой гимнастки «Много мебели в квартире».

 

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель».]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. предлагаемвстать около стульчиков, стоящих вокруг стола.

Логопед. Сядет тот, кто назовет мебель, изображение кото­рой лежит перед ним.

Дети по очереди выполняют задание.Логопед помещает на маг­нитную доску макет детской комнаты.

Логопед. А теперь давайте расставим мебель в детской комнате.

Дети расставляют мебель.

2. Игра «Будь внимательным». [Совершенствование грамма­тического строя речи (употребление существительных с предло­гами)]

Логопед достает плоскостные изображения игрушек.

Логопед. В детской комнате не хватает игрушек. Я их рас­ставлю, а вы расскажет, где они стоят.

Логопед расставляетигрушки, а дети комментируют его дей­ствия,

1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.

2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.

3-й ребенок. Самолет висит над столом.

4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.

Логопед, Очень хорошо. Молодцы!

3. Работа к тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает макет с магнитной доски, раздает детям тет­ради, ставит па стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради, посмотрите на левую странич­ку. Что вы видите?

Дети. Мы видим стол и стул.

Логопед. Послушайте о чем моя загадка.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом пришел. Всех к себе собрал.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как они это сделали.

Логопед. Подумайте, какой карандаш нам нужен, чтобы об­вести и раскрасить стол.

Дети. Желтый или коричневый, потому что стол деревянный. Логопед. Хорошо. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

4. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навы­ка звукового анализа слов. Развитие ловкости]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и образовать круг, а потам берет в руки мяч.

Логопед. Давайте попробуем разделить названия мебели на слоги. Я буду бросать вам мяч и произносить название мебели, вы будете ловить мяч, делить название на слоги и возвращать мяч мне.

Логопед и дети играют в мяч, дети делят на слоги слова: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка. Логопед оцени­вает старание детей и убирает мяч.

5. Игра «Сели-встали». [Развитие фонематического воспри­ятия (дифференциация туков [к]—[х])]

Логопед предлагает детям свободно разойтись по ковру.

Логопед. А теперь я проверю, как вы умеете внимательно слушать. Я буду произносить названия мебели, а вы будете присе­дать, если услышите звук [к] и вставать на носочки, если услы­шите звук [х].

Логопед произносит названия мебели (кровать, комод, тахта, стенка, полка, шкаф), а дети выполняют соответствующие дей­ствия.

6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р]

Логопед приглашает детей к зеркалу,предлагает протереть руки влажными салфетками, а потам сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дро, дрэ, дру «Мотор­чике».

7. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизации правильно­го произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук /ж/, и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма -ежна, а затем слова с ними («Будем говорить правильна», стр. 36).

8. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Разви­тие тонкой моторики, координации речи с движением]

 

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Н. Нищева

9 Пение песенки «Стул»1, [Совершенствование умения эмоци­онально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.)

Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.

Логопед и дети.

Это стул. Сиденье, спинка,

А на спинке две картинки.

А еще четыре ножки.

Чтоб сидеть под стулом кошке.

Н. Нищева

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед выключает магнитофон и предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Он положительно оценивает работу детей,

1 Гавришева Л.Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.— СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

 

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активиза­ция словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматиче­скою строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыков чтения, звукового и слогового анализа слов. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом: полка, кровать, диван).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильной чувствительности, координации речи е движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициатив­ность, ответственность.

Оборудование. Наборное полото, магнитная доска, предметные картинки с изображениями мебели, контейнер с ватными па­лочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, картинки «Помоги Пете» по числу детей, контейнер с карандашами, тетрадь № 2 по числу детей, игра «Разложи вещи».

Предварительная работа. Коллективное составление плана рассказа-описания мебели.

Ход занятия

1. Организационный момент. [(Развитие фонематических пред­ставлений (определение места звука в слове)]

Логопед приглашает детей в кабинетк столу и организует при­ветствие,

Логопед. Посмотрите на предметные картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено?

Дети. Мебель.

Логопед. Пусть сядут те дети, на картинках у которых ме­бель, название которой начинается со звука [к].

Садятся те дети, у которых на картинках нарисованы комод, кровать,

Логопед. Теперь сядут те дети, у которых звук [к] находится в середине названия мебели.

Садятся те дета, у которых на картинках нарисованы шкаф и полка.

Логопед. Молодцы!

2. Слоговое лото «Мебель». [Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.]

Логопед отодвигает картинки на середину стола и добавляет к ним еще несколько картинок с изображениями мебели: дивана, буфе­та, кресла, тахты, стула, стола, пуфа, кушетки, качалки, табуре­та. Он предлагает детям назвать картинки, а потом раздает игровые поля для игры в лото (рас, 29).

Логопед. Выберите картинки с мебелью, в названии кото­рой по сколько слогов, сколько точек нарисовано вкаждом квад­рате вашего игрового поля. Закройте квадраты соответствующими картинками. Победит тот, кто первым выполнит задание.

Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, и оста­навливает игру, если допущена ошибка. Играющий сам исправляет ошибку. Если он затрудняется, ему помогают другие дети. Логопед определяет победителя и награждает его наклейкой.

3. Игра «Помоги Пете», [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совер­шенствование грамматического строя речи. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым
слогом: полка, кровать, диван),]

Логопед убирает лото и помещает на магнитную доску картинку.

Логопед. Расскажите, какая мебель стоит в Петиной комна­те, Обязательно отметьте, что где стоит.

 

 

1-й ребенок. У окна стоит стол.

2-й ребенок. Возле стола стоит шкаф.

3-й ребенок. Перед шкафом стоит стул.

4-й ребенок. На шкафу стоит табурет.

1-й ребенок. За столом стоит кровать.

2-й ребенок. Посреди комнаты стоит кресло.

3-й ребенок. У стены стоит диван.

4-й ребенок. Над диваном висит полка.

Логопед. Великолепно! Это было очень трудное задание.

4. Упражнение «Раскрась картинку»,[Развитие тонкой мотори­ки. Совершенствование грамматического строя речи (образова­ние относительных прилагательных, согласование прилагатель­ных с существительными).)

Логопед раздает детям ксерокопии картинки «Помоги Пете» (рис.30),ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. А теперь возьмите простой карандаш и обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание,

Логопед. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сна­чала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на во­прос «Какой?» Рассказывайте по плану, который вы составили с Ниной Николаевной.

1-й ребенок. Я раскрасила диван. Он новый, мягкий, удоб­ный, полосатый. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На нем лежат подушки. На диване можно посидеть и почитать книгу.

Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает определить лучшего рассказчика и награждает его наклейкой.

5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»[Разви­тие тонкой моторики, координации речи сдвижением, (Повторе­ние, См. Занятие 1. Тема «Мебель».)]

Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчиковуюгимнастику.

6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного произношения звука [р],]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».

7. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизация правильно­го произношения звука (ж) в словах и предложениях с ним.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним предложения («Будем говорить пра­вильно», стр. 36—37).

8. Упражнение «Разложи вещи». (Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [к] – [г] - [х]).]

 

 

Логопед вновь приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф плоскостные изображения шкафа для игрушек, полки и буфета, а на ковре рассыпает картинки с изображениями игрушечных гантелей, погремушки, гармошки, кув­шина, стакана, чашки, хлеба и халвы.

Логопед. Посмотрите па картинки и назовите их.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь расположите вещи таким обратом: в шкаф — все предметы, в названиях которых есть звук [г], на полку — все предметы, в названиях которых есть звук [к], в буфет все предметы, в названиях которых есть звук [х].

Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Ло­гопед оценивает их работу.

9. Работа в тетради № 2. [Развитие навыка звуковою анализа слов.]

Логопед. Откройте Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетрадь. Посмотрите на правую страни­цу. Что вы видите в верхнем левом углу?

Дети. Это кастрюля и тарелка с ухой.

Логопед. Раскрасьте их.

Дети выполняют и это задание.

Логопед. Прочитайте слово рядом с картинкой.

Дети. Уха.

Логопед. Посмотрите на кружки, нарисованные под сло­вом. Мы должны раскрасить их, нарисовать схему слова. Что обо­значает первый кружок? Каким он будет?

Дети. Первый кружок обозначает звук [у]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [у] — гласный.

Дети раскрашивают кружок.

Логопед. Что обозначает второй кружок? Каким он будет?

Дети. Второй кружок обозначает звук [х]. Мы раскрасим его синим карандашом, потому что звук [х] — согласный.

Дети раскрашивают кружок.

Логопед. Что обозначает третий кружок? Каким он будет?

Дети. Третий кружок обозначает звук [а]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [а] — гласный.

Дети раскрашивают кружок.

Логопед. Молодцы Вы правильно нарисовали схему. Сколько звуков в слове уха?

Д е т и. В этом слове три звука.

Логопед. Сколько гласных в этом слове?

Дети. Два гласных.

Логопед. Сколько согласных в этом слове?

Дети. Один согласный.

Логопед. Отлично. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Он положительно оценивает работу детей.

Занятие 3

 

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря но теме «Мебель». Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навы­ка чтения слогов и слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления; артикуляцион­ной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, картинки с изображениями мебели, схемы слов, музыкальный мячик, резиновый мяч средне­го размера, рисунки по числу детей, контейнер с ватными палоч­ками, контейнер для использованных инструментов, влажные ги­гиенические салфетки, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнеры с гречкой, карточки с контурным изо­бражением стула.

Предварительная работа. Упражнения в назывании частей ме­бели на индивидуальных занятиях с логопедом.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Совер­шенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям выбрать по одной картинке из контейнера. С картинками в руках дети подхо­дят к столу, на котором лежат схемы слов (рис. 31).

 

Логопед. Положите картинки перед собой. Внимательно по­смотрите на схемы, лежащие на столе. Квадраты обозначают коли­чество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, которая есть в этом слоге. Подберите схему к назва­нию выбранной вами мебели и положите ее под свою картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит т правильностью его выполнения и предлагает детям прокомментировать свои действия.

1-й ребенок. У меня на картинке шкаф. В этом слове один слог и одна гласная буква А.

2-й ребенок. У меня на картинке стол, В этом слове один слог и одна гласная буква О.

3-й ребенок. У меня на картинке стул. В этом слове один слог и одна гласная буква У.

4-й ребенок. У меня на картинке полка. В этом слове два слога и две гласных буквы О, А.

Логопед. Замечательно! Я горжусь нами. Сегодня мы про­должим разговор о мебели и поиграем в новые игры.

2. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед убирает картинки и схемы и достает музыкальный мячик.

Логопед. Давайте поиграем с музыкальным мячиком и со­берем семейку слов к слову стол. Я качу мячик одному из вас и задаю вопрос. Вы отвечаете на вопрос одним словом и катите мяч мне обратно. Как назвать маленький стол?

1-й ребенок. Столик.

Логопед. Как называется комната, где завтракают, обедают, ужинают?

2-й ребенок. Столовая.

Логопед. Как называется крышка стола?

3-й ребенок. Столешница.

Логопед. Как называют игры, в которые играют, сидя за столом?

4-й ребенок. Настольные

Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.

3. Упражнение «Закончи рисунок». [Развитие зрительного вни­мания, восприятия, мышления, топкой моторики.]

Логопед убирает мячик, достает рисунки в полосе и раздает их детям (рис. 32).

Логопед. Посмотрите на рисунки, которые я раздала. На них нарисована мебель. Вы должны закончить рисунок, не нару­шая последовательности чередования мебели.

Дети выполняют задание, логопед выясняет у них, почему они рисуют тот или иной предмет.

Логопед. Очень хорошо. Дома вы можете раскрасить свои рисунки и использовать их как закладки.

4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Разви­тие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторе­ние. См.: Занятие 1. Тема «Мебель».)]

Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчикову






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.088 с.