Ресурсосбережение в логистических цепях — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ресурсосбережение в логистических цепях

2017-10-07 1943
Ресурсосбережение в логистических цепях 3.47 из 5.00 19 оценок
Заказать работу

 

Ресурсы представляют собой вспомогательные средства или источники средств для достижения определенных целей. Различают: экономические ресурсы (материальные, трудовые, финансовые); природные (естественные) ресурсы; технические ресурсы. Рассмотрим понятие и краткую характеристику каждого из приведенных видов ресурсов.

Экономические ресурсы: материальные ресурсы – важнейшая часть производственных ресурсов, совокупность предметов труда (вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения потребностей общества), предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта; трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая совокупностью физических и духовных способностей, общеобразовательными и профессиональными знаниями, необходимыми для работы в производственной и непроизводственной сферах; финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, объединений, предприятий, организаций и учреждений – в состав финансовых ресурсов входят прибыль, амортизационные отчисления, взносы в бюджет государственного страхования, средства населения, мобилизуемые государством в финансовую систему.

Природные ресурсы – часть естественной природы (ее объектов, процессов, условий), используемая или возможная для использования в целях удовлетворения потребностей общества. Природные ресурсы классифицируются на солнечную энергию, энергию приливов и отливов, внутреннее тепло Земли, земельные, растительного и животного происхождения, водные, лесные, атмосферный воздух, минеральные (тполивно-энергетические). В свою очередь, природные ресурсы подразделяются на практически неисчерпаемые и исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые).

В природных ресурсах особо выделяются энергетические ресурсы – носители энергии (солнечная, водная, минеральная, земная). Энергетические ресурсы классифицируются: по видам – уголь, нефть и нефтепродукты, торф, газ, гидроэнергия, электроэнергия, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло; по способам подготовки к использованию – природные, облагороженные, обогащенные, переработанные, преобразованные (изменение физико-химической основы и агрегатного состояния); по способам получения – со стороны (с другого предприятия), собственного производства; по кратности использования – первичные, вторичные, многократного использования; по направлениям использования – в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в быту.

Технические ресурсы – наработка технических устройств (машины, оборудование, системы) до достижения ими предельного состояния, при котором их дальнейшая эксплуатация невозможна или нежелательна, так как резко снижается эффективность их работоспособности или создается опасность для окружающей среды. Технические ресурсы характеризуются долговечностью различных устройств – свойством сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания, профилактики, мелкого и среднего ремонта. Предельное состояние устройств определяется в зависимости от: их схемо-конструктивных особенностей; материалов, применяемых при их изготовлении; режима эксплуатации устройств; их сферы применения; влияния на состояние окружающей среды. Различают, так называемый, назначенный технический ресурс-наработка, по выполнению которой технические устройства снимаются с эксплуатации и подлежат списанию или специальному обследованию для определения его технического состояния.

Практически по всем видам ресурсов в настоящее время при существующих технологиях и организации процесса товародвижения в логистических цепях возникают потери, связанные с использованием ресурсов в производстве, их хранением, перемещением и потреблением.

Проблемы ликвидации потерь, экономии и рационального использования ресурсов в логистических цепях актуальны и носят перманентный характер как на макроуровне, так и на микроуровне управления процессом товародвижения. С одной стороны, рост масштабов производства, например, увеличивает массу сырья, количество потребляемых основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также количество трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс воспроизводства. С другой стороны, постепенное истощение полезных ископаемых и постоянно возникающие трудности при их добыче, увеличивают стоимость сырья и материалов, входящих в промежуточный и конечный готовый продукт.

Экономические, организационные, технические, технологические решения, от которых зависит снижение расхода всех видов ресурсов, не только неразрывно связаны с повышением качества обслуживания потребителей, но и подчинены ему. При этом структура логистических направлений ресурсосбережения имеет несколько составляющих (рис. 7.4).

Одним из важных направлений ресурсосбережения в логистических цепях является экономия и рациональное использование материально-технических ресурсов. Главная стратегическая цель этого направления состоит в снижении расхода материальных ресурсов, запасных частей и топливно-энергетических ресурсов, затрачиваемых на единицу работы. В логистических цепях эта цель воплощается в минимизации затрат на материально-технические ресурсы, приходящиеся на общий объем грузооборота, величину перевозимых грузов, или на общие затраты по товародвижению. Важность проблемы экономии и рационального использования материальных ресурсов в логистических цепях определяется: во-первых, значительным удорожанием продуктов производства при доведении их до конечного потребителя; во-вторых, высоким удельным весом материальных затрат в общих затратах по каждому звену логистики.

При рассмотрении макрологистической цепи, включающей в себя ряд субъектов хозяйствования, с позиции затрат на товародвижение, констатируем следующее: все затраты, связанные с изготовлением промежуточного или конечного продукта, а также доведением его до потребителей, подразделяются на две составляющие – затраты, сопровождающие хранение и транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции, и затраты, связанные непосредственно с производством продукта. Первая составляющая представляет собой логистические услуги, по которым снижение затрат, в том числе экономия и рациональное использование материально-технических ресурсов полностью зависит от реальных и эффективных логистических решений.

Что касается производственного процесса (вторая составляющая), то влияние логистических решений на экономию и рациональное использование материальных ресурсов ограничено. Все процедуры и операции, связанные со складированием, хранением и транспортировкой внутри промышленного предприятия, являются логистическими услугами и зависят, естественно, от рациональности и оптимальности принимаемых логистических решений, направленных на снижение затрат по этим направлениям производственно-хозяйственной деятельности.

В самом производственном процессе на промышленных предприятиях вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов, решаемые в технологическом плане, имеют косвенное отношение к логистическим решениям. Эти вопросы сводятся к рационализации технологических процессов, а именно: выбор рациональных методов раскроя листового материала и подготовка заготовок из пруткового материала; повышение весовой и размерной точности отливок в литейных технологиях; снижение брака на всех стадиях производственного процесса; повышение требований к соблюдению технологической дисциплины; изготовление штамповок повышенной прочности; рациональное использование крепежных деталей в сборочных операциях; снижение потерь деталей и нормалей в операциях защитных покрытий; использование деловых отходов в собственном производстве и обеспечение ими других предприятий; использование заменителей дефицитных и дорогостоящих материалов.

Одной из важных составляющих при решении задач ресурсосбережения являются факторы, представляющие собой движущие силы и непременные условия реализации данных задач. К таким факторам относятся развитие научно-технического прогресса (НТП) и экономическое развитие. Первый фактор (развитие НТП) оказывает существенное влияние на снижение логистических издержек. В свою очередь, требования, предъявляемые к техническим устройствам логистикой, также оказывают определенное влияние на развитие НТП – выбор направлений разработки технических устройств осуществляется, в том числе, с учетом существующих потерь материальных и топливно-энергетических ресурсов в эксплуатируемом оборудовании.

Фактор НТП, являясь мощным потенциалом ресурсосбережения, основан на том, что реализация задач товародвижения осуществляется с помощью технических устройств, включая транспортные средства, складское оборудование и целый ряд разнообразных орудий труда. Орудия труда, в свою очередь, имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при реализации задач ресурсосбережения. Орудия труда: относятся к важнейшей части средств производства и служат мерой технической вооруженности труда, а от технического уровня зависит, в конечном счете, состояние производительности труда; существенно отличаются от одноразово используемых материальных ресурсов и являются долговременной продукцией, используемой до полной или частичной амортизации или до периода морального износа; применяются практически во всех сферах логистической деятельности; имеют определенный маневр в распоряжении ими – продажа, аренда, лизинг; постоянно нуждаются в обслуживании.

Решение задач ресурсосбережения предусматривает оптимизацию структуры орудий труда, которая должна осуществляться по нескольким направлениям: на этапе проектирования новых образцов орудий труда должно достигаться снижение конструкторской материалоемкости – конструкции по массе (чистому весу) продукции при соблюдении установленных для нее параметров качества и надежности; на этапе технической подготовки, при запуске новых образцов орудий труда в производство, их освоении и серийном изготовлении предусматривается снижение технологической материалоемкости – сокращение расхода материальных ресурсов на единицу продукции; на этапе использования орудий труда у потребителей должны быть снижены эксплуатационные затраты – затраты на топливно-энергетические ресурсы, обслуживание и профилактику, мелкий и средний ремонт, запасные части и сопутствующие (расходные) материалы.

В свою очередь, структура орудий труда рассматривается в следующих самостоятельных аспектах – функциональном, технологическом, экономическом, возрастном, типоразмерном (рис. 7.5).

Технический фактор развития в отношении оборудования и устройств, используемых в логистических цепях, предполагает наличие направлений его реализации и ряда источников – мероприятий, проведение которых должно обеспечить экономию и рациональное использование материальных ресурсов 9табл. 7.3).

Таблица 7.3

Основные направления и источники технического развития

Направления Источники
Проектирование экономичных видов орудий труда сокращение технологический отходов; снижение потребления топливно-энергетических ресурсов; улучшение эксплуатационных характеристик оборудования и инструмента; повышение износостойкости инструмента
Совершенствование конструкции орудий труда снижение веса и габаритов технических устройств; повышение уровня стандартизации и унификации деталей и сборочных единиц; повышение уровня взаимозаменяемости узлов и агрегатов в различных марках и типах технических устройств; расчет необходимой и достаточной надежности технических устройств в конкретных условиях эксплуатации; установление рациональных технических характеристик оборудования и машин
Повышение уровня технологичности орудий труда выбор рациональной компоновки узлов и агрегатов; улучшение конструктивных форм деталей; снижение количества и сложности сборочных операций; использование минимального количества типосорторазмеров крепежных деталей

Второй основополагающий фактор ресурсосбережения – экономическое развитие, которое представляет процесс постоянной рационализации управления логистическими процедурами и операциями. Это направление включает решение экономических и организационных задач в области ресурсосбережения как в отдельных подсистемах логистики, так и в целом в макрологистических и микрологистических цепях. Так, в материально-техническом снабжении должны решаться следующие задачи: повышение контроля за сроками поставки материальных ресурсов; выявление степени обеспеченности материальными ресурсами по номенклатуре; выбор рациональных форм снабжения; повышение контроля за соблюдением норм поставок и соответствием поставляемых материальных ресурсов техническим условиям; сокращение нерациональных транзитных поставок; увеличение поставок предприятиям кратных и мерных материалов; сокращение вынужденных замен материалов.

Задачи, решаемые в складском хозяйстве, сводятся в основном к следующему: строгое соблюдение правил упаковки и затаривания материальных ресурсов; использование современных информационных систем на складских комплексах; ужесточение контроля за маркировкой материальных ресурсов; рационализация технологии складирования. Управление запасами материальных ресурсов включает следующие задачи: использование прогрессивных методов нормирования; проведение постоянного анализа динамики изменения запасов; совершенствование оценочных показателей объемов запасов; сокращение и вовлечение в хозяйственных оборот сверхнормативных запасов и неиспользуемых материальных ресурсов; рационализация системы контроля за состоянием запасов.

В грузовых перевозках должны быть решены следующие задачи: повышение эффективности использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств; повышение качества оценки соотношения себестоимости перевозок и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость грузовой массы), находящихся в процессе транспортировки; разработка мероприятий по снижению транспортных расходов – начально-конечные операции, перемещение грузов, дополнительные операции; оптимальный выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, транспортного средства (средств); повышение качества оценочных показателей по выбору потенциального перевозчика; проведение анализа и оценки использования терминальных перевозок в международных сообщениях, морских портах, транспортных узлах; повышение качества анализа и оценки переменных затрат, связанных с перевозкой грузов.

Экономический фактор развития, также как технический фактор, имеет самостоятельные направления и источники экономии и рационально использования материальных ресурсов, которые в общем виде представлены на рис. 7.6.

Ресурсосбережение в логистических цепях, имея самостоятельное значение, комплекс задач и направлений их реализации, является неотъемлемой частью хозяйственного механизма в целом. Поэтому качественное функционирование отдельных направлений ресурсосбережения, их работоспособность и жизнестойкость зависит от степени объединения задач, процедур и операций, осуществляемых в области экономии и рационального использования материальных ресурсов. Такое объединение представляет собой экономический механизм ресурсосбережения, который должен учитывать соответствующие требования функционирования общего хозяйственного механизма. Экономический механизм структурно состоит из ряда самостоятельных и одновременно взаимосвязанных составляющих (рис. 7.7).

Условия функционирования экономического механизма, обеспечивающие осуществление действенной работы в области экономии и рационального использования материальных ресурсов, предусматривают следующее: оптимальное сочетание различных форм собственности субъектов хозяйствования; максимальную интеграцию транспорта, складского и тарного хозяйства в логистических цепях. Принципы формирования экономического механизма основаны на: осуществлении мероприятий по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов, обеспечивающимися экономическими, организационными, техническими и технологическими решениями; реальной экономической заинтересованности персонала в снижении материальных затрат при выполнении логистических процедур и операций на каждом рабочем месте.

Основные элементы экономического механизма охватывают все направления деятельности в области ресурсосбережения и подразделяются на следующие группы: экономическую, организационную, техническую. К экономической группе относятся следующие элементы: затратный – величина затрат на материальные ресурсы и экономия, полученная в результате нововведений; стоимостной – стоимость выполняемых логистических процедур и операций; натуральный – объемы и направления движения материальных ресурсов. Организационная группа включает такие элементы, как: учетный – операции по учету материальных ресурсов в звеньях логистических цепей; нормативный – система нормирования расхода материальных ресурсов; контрольный – оценка качества выполняемых работ в логистических процедурах и операциях; мониторинговый – отслеживание процессов, осуществляемых в логистических цепях; регламентирующий – нормативные положения по структуре распределения функций и обязанностей участников логистической цепи. Техническая группа состоит из следующих элементов: технологический – предписанные положения и последовательность осуществления логистических процедур и операций; эксплуатационный – регламенты работы различных технических устройств.

Производственные связи экономического механизма предопределяют его качественное функционирование. При этом различаются внешние связи логистической цепи различного уровня управления с другими логистическими цепями макроуровня и внутренние связи, объединяющие элементы экономического механизма ресурсосбережения в микрологистической и функциональных логистических цепях отдельного предприятия или организации. Критерии оценки включают показатели, оценивающие качество обслуживания потребителей и комплекс показателей объектов оценки движения и потребления материальных ресурсов при проведении мероприятий по их экономии и рациональному использованию.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.