Реакция утраты у детей и подростков — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Реакция утраты у детей и подростков

2017-10-11 453
Реакция утраты у детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети, в семье у которых кто-то умирает, реагируют на эти события более сильно и длительно, чем это представляют себе родители, учителя и другие взрослые. Дети часто не рассказывают о своих переживаниях взрослым. Поэтому многие родители и учителя не могут должным образом заботиться об удовлетворении потребностей скорбящего ребёнка (Dyregrov, 1987).

 

Непосредственные реакции. Среди особенностей поведения детей, переживших утрату родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего.

Дети могут не сразу проявлять сильные чувства. Многие вскоре приступают к своей прежней деятельности, будто ничего не произошло. Когда мир становится хаотичным и неустойчивым, дети ищут защиты в обычных и знакомых вещах, хотя это может раздражать взрослых, которые ожидали совершенно другой реакции.

Обычными реакциями скорбящих детей являются подавленность, живые воспоминания, депрессия и тоска, угрызения совести, самообвинения и стыд, трудности в учебе, физические недомогания.

Наиболее частой реакцией на смертный случай является подавленность. Детей сильнее всего угнетает то, что с родителями (или с тем из них, кто жив) что-нибудь случится: "если это уже случилось с папой, то это же самое может случиться и с мамой". Это пугает их больше, чем мысль о том, что что-нибудь может случиться и с ними самими. Мысль о собственной смерти становится более понятной в подростковом и юношеском возрасте (Dyregrov, 1987).

Маленькие дети становятся боязливыми и сильнее привязываются к родителям. Они хотят быть поблизости от родителей и бурно реагируют на разлуку. Страх ребенка часто проявляется вечером. Они боятся спать одни, хотят спать в родительской спальне или просят не гасить свет и оставить дверь открытой.

Некоторые дети могут в течение нескольких дней после смерти находиться во власти страха. Это является обычным при трагических и внезапных смертных случаях. У детей отмечается постоянное ожидание опасности. Они вздрагивают, реагируя на неожиданные звуки.

Часть детей после смертного случая мучают кошмары, особенно если они были свидетелями несчастного случая, ставшего причиной смерти, или обнаружили мертвеца. Они ничего не хотят слышать о происшедшем и неохотно вспоминают о нем. Они избегают пребывания на месте несчастного случая.

Нарушения сна у скорбящих детей проявляются в том, что они с трудом засыпают и внезапно просыпаются. Если кто-то скажет, что мертвый спит, то дети могут начать бояться заснуть и будут пристально следить за спящими родителями. Нарушения сна связаны с тем, что когда он ложится спать, у него оказывается больше времени на воспоминания об умершем и о том, что произошло. Если о смертном случае остались живые воспоминания, то они скорее всего всплывут вечером, когда ничто не отвлекает.

Обычным является пробуждение от кошмара. Дети могут начать бояться сновидений, и поэтому перед тем, как заснуть, они находятся в подавленном состоянии.

 

Депрессия и тоска проявляются по-разному. Некоторые дети много плачут и могут некоторое время оставаться совершенно безутешными. Признаками скорби могут быть также замкнутость и уход в себя. Дети пытаются скрыть свою скорбь, чтобы не огорчать родителей, и объясняют свои слезы дру­гими причинами.

Скорбь ребенка особенно усиливается, когда он видит веселых людей: детей с матерью или отцом, если он сам потерял одного из них, или людей с детской коляской, если умерли его брат или сестра.

Смягчить вызванную смертью тоску помогают воспоминания. Иногда родителей раздражает, что дети хотят постоянно рассматривать фотографии. Они требуют, чтобы им читали письма или рассказывали об умершем. Они могут также пользоваться вещами, принадлежавшими покойному. Так они приближаются к умершему. Подобные предметы могут облегчить боль ребенка. Вещь воскрешает утраченную действительность, одновременно успокаивая и вызывая магическое чувство защищенности.

Дети могут искать близости также вдыхая запах вещей, висящих в шкафу умершего, лежа в постели отца или матери или сидя на стуле, на котором всегда сидел покойный. Близость предмета хотя бы временно смягчает боль. Часть детей ощущает близость покойного настолько сильно, что им кажется, будто он находится в этой же комнате. Они видят умершего перед собой, но, протянув к нему руку, замечают, что там никого нет. Этот опыт может вызывать чувство страха, если дети считают, что видели духов или привидения; они боятся, что покойник явится им во сне и позовет к себе.

Дети ищут близости также подражая поведению умершего или взяв на себя его роль. Посредством вживания в роль умершего они смягчают боль утраты. Часть детей дает себе отчет в том, что они подражают умершему, часть же действует неосознанно. Бессознательно дети могут стремиться "утешить" посредством подобного отождествления других членов семьи или пробудить в них любовь к себе.

Обычной реакцией скорбящих детей являются гнев и угрозы. Они могут выражать свой гнев достаточно прямо и откровенно. Они топают ногами и используют такие выражения, как "отец дурак, он ехал так быстро, что разбился". Объектом детского гнева могут быть:

- смерть, которая приняла образ человека, похитившего другого человека,

- Бог, который это допустил,

- взрослые, которые оставляют детей за пределами своего траура,

- другие люди, потому что они не воспрепятствовали проис­шедшему,

- они сами, поскольку они не воспрепятствовали смерти,

- умерший, поскольку он предал и оставил их.

После смертного случая дети могут страдать от угрызений совести, самообвинений и чувства стыда. В случае смерти сестры или брата причиной угрызений совести могут стать переживавшиеся ранее приступы ревности. Основанием для самообвинений может быть и последняя встреча, и оставшиеся невысказанными мысли: «я дразнил его перед смертью», «я бы с радостью сказал ему, как он мне нравился».

Скорбь может в разной степени мешать школьным занятиям. У детей могут возникнуть проблемы прежде всего с вниманием и концентрацией. Мысли и воспоминания, связанные с происшедшим, оттесняют другие мысли, скорбь и горе делают мышление неповоротливым.

Трудности с успеваемостью возникают у детей любого возраста, особенно в случае смерти родителей. Многие другие симптомы обычно исчезают через несколько лет, но трудности, связанные со школьной успеваемостью и обусловленные смертью или разводом, могут наблюдаться в течение многих лет после утраты.

Известно, что скорбящие дети страдают физическими недомоганиями - головными болями, нарушениями функционирования органов пищеварения, мышечной болью.

 

Дети в любом возрасте могут вести себя регрессивно. У маленьких детей иногда вновь начинается непроизвольное мочеиспускание, и они ещё сильнее привязываются к взрослым. Дети более старшего возраста могут стремиться чаще находиться поблизости от взрослых. На некоторое время они становятся как бы младше, говорят детским языком и усваивают детскую манеру разговора.

После смерти близкого человека может измениться характер ребёнка. Дети становятся тихими и замкнутыми или робкими и осторожными.

Дети часто задумываются над тем, отчего всё происходит и в чём смысл жизни. Почему произошло именно так? Почему именно они? Несправедливость, воля Божия и поиск ответов могут на продолжительное время завладеть вниманием детей.

Вскоре после смертного случая у детей могут проявиться признаки повзросления. Они чаще проявляют сочувствие и заботу по отношению к другим (уменьшается эгоцентризм), они начинают лучше понимать своих родителей и бывают горды, если могут помочь им.

Дети редко получают помощь в преодолении психологических травм, причинённых смертью близкого человека. Взрослые должны на­учиться лучше понимать потребность детей "переработать" свою скорбь и травму. Если у детей нет возможности осмыслить реакции, обусловлен­ные связанной со смертью психологической травмой, им трудно пережить процесс скорби (Dyregrov, 1987).

 

Смерть родителей. Из всех смертных случаев наибольшее воздействие на детей оказывает смерть родителей. Они теряют не только человека, который их любил и заботился о них, - вследствие смерти происходят большие изменения и в их повседневной жизни.

Часто у детей отмечается сильное желание вытеснить событие из своих мыслей, чтобы потом постепенно присоединить его к своему опыту. Представления о возвращении умершего прокладывают мосты к покинувшему ребёнка человеку. Дети могут также втайне заново переживать события или в своих играх придумывать им счастливый конец, как будто ничего не случилось. Фантазии, связанные с возвращением умершего, довольно обычны, дети могут также желать своей смерти, чтобы вступить в контакт с покойным.

Большое значение для многих детей приобретает последняя встреча с родителями. Иногда происшедшие незадолго до смерти события приобретают сверхъестественное значение.

Дети, потерявшие одного из родителей, более расположены к возникновению депрессий и склонности к самоубийству, особенно если:

- смерть наступила неожиданно;

- семье не оказывают помощи;

- у детей нет опорного лица.

Блэк и Урбанович (1987) установили, что через год после смерти одного из родителей у 50% детей наблюдаемой группы отмечались тревожные симптомы, через два года они имели место у 30% детей. Умерший может сильнее и дольше оставаться в памяти детей, чем у многих взрослых. Каффман и Элизур (1983) выявили, что многие дети, потерявшие отца, замыкаются в своей печали, их скорбь становится патологической. Различные патологические реакции скорби проявлялись у многих детей через 6, 18 и 42 месяца после случившегося. Реакции можно подразделить на два вида: в первую группу входят плач, отрицание случившегося, тоска и тревога, во вторую - проблемы поведения, асоциальность и агрессивность. Более чем у половины из ста студентов, которые потеряли своих родителей в возрасте до 16 лет, отмечались попытки самоубийства, тогда как в контрольной группе они составляли лишь 10%.

В связи со смертью родителей часть детей должна слишком рано взять на себя роль взрослых. Сопутствующая этой роли ответственность не соответствует их возрасту. Многие дети заменяют родителей своим младшим братьям и сестрам. Это нельзя считать только отрицательным явлением, но в подобной ситуации развитие и созревание ребёнка могут быть нормальными только в том случае, если роль помощника не станет доминирующей.

Дети в своих играх часто обращаются к травме, причинённой насильственной смертью. Берген (1958), например, пишет о 4-летней девочке, присутствовавшей при убийстве своей матери, что она "старательно выкрасила руки в красный цвет и, играя, тыкала в себя кисточкой". Дети постарше могут сразу же после случившегося начать планировать, как они будут защищать оставшегося в живых отца или мать от опасности.

Помимо того, насильственная смерть нередко вызывает у детей потребность отождествления себя с людьми, которые оказывают помощь. Они хотят стать медицинскими сестрами, врачами или полицейскими. Это чётко отражает потребность контролировать будущие события и выступать в ролях, которые соприкасаются с "жизнью и смертью".

Скорбь, вызванная смертью родителей и других родственников, возвращается и усиливается в дни памяти - годовщины смерти или в день рождения умершего, а также в Рождество или на Новый год. Взрослые должны подготовиться к этим дням и не должны обходить их молчанием. Открытое, основанное на ритуалах поминание в этих случаях вполне в порядке вещей. Оно помогает детям выражать свои чувства в этих ситуациях (Dyregrov, 1987).

 

Смерть брата или сестры. Дети реагируют на смерть брата или сестры в целом так же, как на смерть родителей, но эти реакции бывают часто не столь остры и продолжительны.

Смерть ребенка сильно влияет на эмоциональную атмосферу в семье. Оставшиеся в живых братья и сестры теряют товарища по играм и соперника и на некоторое время утрачивают внимание и заботу родителей. Они становятся объектом бурных вспышек чувств своих родителей, которые боятся потерять и остальных детей. Из-за чувства бессилия и глубокой скорби родителям трудно в чём-то ограничивать своих детей, как это было прежде. У них часто появляются угрызения совести из-за того, что они не посвящают остальным детям достаточно времени. Угрызения совести всегда препятствуют постановке требований, особенно плохие последствия это может иметь по отношению к детям в подростковом и юношес­ком возрасте.

Смерть ребёнка оказывает воздействие не только на оставшихся в живых, но и на позднее родившихся детей. Прежде всего существует опасность, что заботливые родители своей чрезмерной опекой затруднят становление самостоятельности ребёнка.

Позиция ребёнка среди братьев и сестёр определяет его реакции. Смерть младшей сестры или брата может стать причиной сильных угрызений совести, ибо ребёнок мог в свое время хотеть освободиться от них. В случае смерти старшей сестры или брата может угнетать то, что его считают заменой умершего и продолжателем его жизни.

После смерти ребёнка родители могут окружить оставшихся детей чрезмерной заботой, искать козла отпущения или навязывать братьям и сестрам роль и личностные особенности умершего.

Многие дети осмысляют потерю и рассуждают о ней вместе с родителями. Пережитый кризис может укрепить семью.

Быть свидетелем смерти брата или сестры - тяжёлый груз для ребёнка. Не только сам ребёнок обвиняет себя в случившемся, но и родители могут более или менее откровенно переложить на него вину. Сказанные в раздражённом состоянии слова наносят вред, который можно позднее загладить, если родители чистосердечно и прямо объяснят ребёнку своё поведение. Хуже положить дело под сукно и вообще не говорить о вспышке чувств.

Часто братья и сестры представляют себе, что они менее важны для родителей, чем умерший. В большинстве случаев напряжение, обусловленное смертью ребёнка, больше отягощает родителей, чем братьев и сестёр. Родители могут иногда упрекнуть детей в том, что они мало переживают. Важно, чтобы родители не предъявляли детям нереалистичных и невозможных требований относительно длительности и способов выражения скорби.

Часто одноклассники умершего ребёнка засыпают вопросами его братьев и сестёр. Их расспрашивают обо всём как во время болезни, так и после смерти. Это часто так ранит детей, что они отказываются посещать школу.

Когда умирает ребёнок, испытанию подвергаются представления родителей и детей о жизни. Смерть ребёнка лишает других детей чувства защищенности (и они могут умереть) и подвергает сомнению их представления о смысле жизни и справедливости.

Взрослые могут помочь ребёнку в создании новых исходных позиций, выслушивая его, сопереживая и поддерживая (Dyregrov, 1987).

 

Смерть дедушки или бабушки. Смерть дедушки или бабушки может оказать на ребёнка сильное воздействие, если между ними были тесные связи. Поскольку дедушка и бабушка старые, то детям легче понять их смерть. В детском представлении смерть - это конец долгой жизни. Со смертью дедушки и бабушки дети, как правило, не теряют точек опоры в своей жизни. Родители заботятся об удовлетворении их потребностей. Но всё же дети могут начать бояться того, что умрут и другие близкие им люди (Dyregrov, 1987).

 

Смерть друзей или их родителей. С окончанием периода раннего детства друзья приобретают для детей всё более важное значение. В подростковом возрасте они в известном смысле занимают более важное место, чем родители. Товарищеские отношения могут быть очень прочными. Молодые люди влюбляются и завязывают отношения.

Взрослые часто недооценивают влияние смерти друзей. В случае смерти друга могут иметь место все вышеописанные реакции скорби, но взрослые часто не признают эту скорбь. Горечь и чувство несправедливости, порождённые смертью друга, или угрызения совести из-за своего поведения усиливают желание ребёнка занять место умершего или попасть к нему.

Переживания ребёнка усиливаются, если смерть представляют как наказание за запрещённые поступки. Задачей взрослого является помочь ему держать эти факторы врозь.

Молодые люди могут потерять друга или подругу, которым принадлежала важная роль в их сексуальном созревании. Окружающие редко одобряют эти отношения, поэтому при таких обстоятельствах трудно рассказывать о своих переживаниях.

Если друзья теряют своих родителей, то дети начинают думать, что то же может случиться и с их родителями. Дети помладше могут переживать страх разлуки, они не хотят ходить в детский сад, нуждаются в защитном присутствии родителей. Детям нужно, чтобы рядом с ними находились взрослые, которые могут рассказать им о происшедшем. Взрослые не должны избегать этих разговоров, молчание порождает в детях тревогу и подавленность (Dyregrov, 1987).

 

Дети и самоубийство. Самоубийство ставит как взрослых, так и детей в трудное положение. Подобная смерть побуждает ребёнка задуматься над мыслями человека и его пагубными замыслами. Это рождает чувство беспомощности. Дети могут представлять себе, что взрослый был равнодушен к ним. Они чувствуют себя покинутыми и обманутыми либо предателями. Дети постарше иногда считают, что наклонность к самоубийствам является наследственной и тревожатся за свою судьбу.

Дети могут стать свидетелями самоубийства или первыми обнаружить умершего. Они могут также активно участвовать в подготовке, например, самоубийца поручает ребёнку купить лезвия. Это затрудняет осмысление смертного случая ребёнком. Маленькие и большие дети могут изображать происшедшее в своих играх или поступках. Взрослых может испугать, когда ребёнок спрашивает, например, что случится, если он примет шесть или семь таблеток, либо каким-нибудь образом обнаруживается, что он размышляет над самоубийством. Ребёнок, однако, не планирует самоубийство - он, скорее всего, просто пытается понять происшедшее. Поэтому взрослые должны беседовать с ребёнком о его мыслях, тревогах и представлениях, чтобы предупредить мысли о самоубийстве. Взрослые должны установить контакт со специалистом, если ребёнок говорит и ведёт себя не так, как обычно: меняет, например, привычки питания, избегает встреч со своими друзьями, отказывается от своих увлечений или отдаёт важные для него и любимые им вещи.

Большая часть самоубийств являются насильственными: человек выбрасывается из окна, вешается, стреляется или наезжает на скалу. К сожалению, взрослые очень часто скрывают от детей связанные с самоубийством обстоятельства. Дети знают и понимают вещи лучше, чем они показывают это взрослым. Часто они собирают сведения из разговоров или спрашивают у друзей, в присутствии которых о самоубийстве говорили родители. Дети должны узнавать о страшных вещах разом, в противном случае они потеряют веру во взрослых. "Что же они на этот раз от меня скрывают, ведь они и тогда не рассказывали мне ничего целыми неделями?"

Недостаточная и неправильная информация увеличивает опасность возникновения угрызений совести, потому что ребёнок не может говорить о своих мыслях и фантазиях. Очень существенно выявить самообвинения ребёнка.

Если оставшиеся в живых отец или мать не говорят ребёнку правды, ребёнок может быть обеспокоен тем, что и другие взрослые замышляют самоубийство. Ребёнок и взрослый могут столкнуться с большими трудностями, если ребёнка окружают после самоубийства спасительной ложью. Даже взрослым трудно отвечать на вопросы друзей и знакомых, когда они говорят о смертном случае, о котором мы сами мало что знаем. Если детям честно рассказывают об обстоятельствах, связанных с самоубийством, то они могут вместе со взрослыми искать ответы на вопросы друзей. Полученные советы помогают им справиться в различных ситуациях вне дома.

После самоубийства родители могут заставлять ребёнка забыть увиденное; они не хотят, чтобы дети переживали. Ребёнку говорят, что он ошибся, что самоубийство было несчастным случаем, или объясняют всё болезнью. Ребёнок перестаёт доверять другим людям. Помимо того, он может начать считать свой опыт нереальным и больше не доверяет ему.

Дети могут начать бояться, что повторится то же самое. Они могут преувеличивать свою ответственность за мать или отца и превращаются в надсмотрщиков, которые стараются с помощью активного планирования предупредить новую попытку. Они могут также требовать от матери или отца гарантий или обещаний, что они не предпримут новой попытки (Dyregrov, 1987).

 

Возрастные особенности. Дети младше 5 лет не считают смерть окончательной, им кажется, что умерший может вернуться. В этом возрасте дети еще не понимают, что жизнедеятельность прекращается и смерть настигает когда-нибудь всех: «не могли бы мы помочь маме или папе выйти из могилы?», «когда мама вернется?», «кто кормит малыша на небе?», «можно отнести папе сок на могилу?». Им трудно понять абстрактное объяснение сущности смерти. 4-летний ребенок легко приходит в замешательство, когда ему вдруг сообщают, что мать теперь у Иисуса и похоронена: «откуда отходит автобус к Иисусу?», «как попасть туда в могилу?».

В этом возрасте дети воспринимают вещи очень конкретно. Взрослым лучше избегать абстрактных объяснений или красочных выражений, которые ребенок может понять дословно. Таковы, например, фразы: "Покойный спит" или "Он отправился в дальний путь". Дети, которым так описывали смерть, часто пугаются, когда родители ложатся отдохнуть после обеда, или бурно реагируют, если кто-то отправ­ляется в поездку.

Хотя представления маленьких детей о смерти окончательно не сложились, они могут бурно реагировать на нее.

"Магическое мышление" у детей проявляется в том, что они считают себя центром почти всех событий. Дети могут представлять себе, что их мысли, чувства, желания и поступки являются причиной того, что случается с ними самими и с окружающими. Подобный образ мышления может завести настолько далеко, что дети начинают считать себя виновными в чьей-то смерти.

Если смерть близкого человека касается детей дошкольного возраста, то они оказываются беспомощными и пассивными. Для достижения равновесия они нуждаются в помощи извне. В большинстве случаев дошкольники не способны, как дети более старшего возраста, трансформировать события в своей фантазии. Это помогло бы им взять ситуацию под контроль и уменьшить подавленность. Дошкольники переживают разлуку крайне тяжело, поэтому смерть оказывает на них очень сильное воздействие. Если они видят умершего во сне, то они приходят в замешательство и начинают бояться.

Маленькие дети замыкаются в себе и избегают других людей чаще, чем большие. Смерть повторяется в их играх снова и снова.

Поскольку дети не понимают конечного значения смерти, то они, услышав в первый раз о случившемся, могут реагировать на это сообщение не столь бурно, как можно было ожидать. Самые маленькие могут думать, что умерший вернётся. Помогают также природная откровенность, прямота и конкретность маленьких детей. Обычными обусловленными смертью реакциями являются зависимое поведение и связанный с этим страх перед неизвестным, плач и привязанность к родителям. Для этого возраста характерны регрессивное поведение и нарушения сна. Скорбь маленьких детей непродолжительна.

Между шестью и десятью годами ребенок начинает постепенно понимать, что смерть необратима. Со временем дети все меньше ощущают себя центром вселенной. Им становится легче понимать своих друзей, которые потеряли одного из родителей, брата или сестру. Уже дошкольники способны выражать глубокое сочувствие и понимание. Подрастая, дети начинают лучше понимать причины и результаты событий. Их может беспокоить несправедливость происходящего, то, что с "хорошими" людьми происходят "плохие" вещи.

В младшем школьном возрасте желание детей демонстрировать свои чувства претерпевает изменения. Дети, особенно мальчики, начинают скрывать свои чувства, прятать скорбь в себе, они не хотят говорить о происшедшем с родителями. В школьном возрасте дети располагают большим выбором средств для осмысления смерти и критических событий. Дети изобретают способы действий, с помощью которых они стремятся воспрепятствовать повторению случившегося, или вновь проигрывают события в своей фантазии. Дети могут, например, представлять себе, что они вызвали скорую помощь или полицию, и таким образом как бы отменяют случившееся. В играх они мстят людям, которых считают виновными в происшедшем. Трансформируя случившееся, повторяя и мстя, дети пытаются бороться против чувства беспомощности.

В подростковом возрасте дети отдаляются от родителей, формируется их самосознание. Многие интересуются проблемами существования, смертный случай может углубить этот интерес. В социальной жизни большее значение, чем раньше, приобретают дружеские отношения. На этот этап жизни наклады­вают свой отпечаток страх быть отвергнутым, противоречивое отношение к родителям и проблемы, связанные с зависимостью и самостоятельностью. Отдаление от родителей в подростковом воз­расте означает созревание и осознание потерь и разлук. Смерть может отрицательно повлиять на это развитие.

Смертный случай может стать причиной конфликта со средой либо с оставшимися в живых отцом или матерью. Подростки могут спровоцировать неприятности в школе или стать сексуально активными. Они могут и сурово осудить себя, особенно если они считают, что могли бы предупредить случившееся. Детское магичес­кое мышление легко пробуждается в этом возрасте. Подростки могут считать затронувшую семью смерть - особенно смерть родителей - также недостатком, которого следует стыдиться и скрывать. Они скрывают чаще, чем маленькие дети, свои сильные эмоции и воздерживаются от их выражения. Их реакции скорби могут проявляться в поведении и конфликтах с другими людьми (Dyregrov, 1987).

 

Факторы, усиливающие скорбь. Трудности могут быть обусловлены тем, что взрослые замалчивают и скрывают обстоятельства и причины, связанные со смертным случаем. Если смерть можно было предсказать, то взрослые часто забывают рассказывать о прогрессировании болезни и возможности неблагоприятного исхода. Поэтому дети оказываются плохо подготовлен­ными к смерти. Детей вытесняют из мира взрослых, когда их не берут с собой на церемонии, например на похороны, или когда взрослые скрывают от них свои чувства.

Усиливает скорбь детей внезапность смерти. К такой смерти нельзя подготовиться заранее, почва внезапно уходит у детей из-под ног. Подобная смерть существенно воздействует на жизнь взрослых и их способность учитывать потребности детей. Внезапная смерть часто бывает травматической, взрослые хотят скрыть от детей повреждения умершего.

Осложнить скорбь ребёнка могут противоречивые отношения с умершим. Например, в случае, если ребёнок ревновал к своей сестре или брату, если погибли родители, которые применяли по отношению к нему насилие, или если между ребёнком и умершим были плохие отношения. В этих ситуациях к скорби примешивается чувство облегчения, что умершего больше нет. Это, в свою очередь, вызывает чувство стыда, самообвинения и противоречивые реакции. Противоречивые отношения между умершим и оставшимся в живых увеличивают опасность патологической скорби.

Личность ребёнка и его предшествующий опыт могут оказывать влияние на процесс траура. Процесс траура у неуравновешенных и уже ранее страдавших комплексами или замкнутых детей может быть сложнее, чем у сильных детей.

В результате болезненных и оставшихся неосмысленными потерь дети могут стать более восприимчивыми и ранимыми в отношении новых потерь (Dyregrov, 1987).

Гендерные различия. Мальчики чаще, чем девочки, избегают разговоров о смерти и им тяжелее обнаруживать свои чувства. Различия становятся более явными начиная с 8-летнего возраста и особенно четко проявляются в подростковом возрасте.

Девочки описывают свои реакции скорби более обстоятельно. Девочки больше плачут, им труднее сосредоточиться, у них сильнее испуг и подавленность. Почти у всех девочек есть подруга, которой они могут излить душу. Из мальчиков такого друга имеет менее половины. Помимо того, девочки намного больше говорят о смертном случае дома (Dyregrov, 1988).

Распространенные методы психологической помощи больше подходят для моделей реакции девочек, чем мальчиков, они основываются на относительно прямых, осмысляющих чувства беседах, которые более доступны девочкам (Dyregrov, 1987).

 

Советы родителям.

Процесс траура ребёнка включает осмысление происшедшего через мысли и чувства. Если взрослые хотят удовлетворить потребности детей, то они должны располагать знаниями об их реакциях, должны быть подготовлены к вопросам и осведомлены о том, как они могут обеспечивать удовлетворение потребностей детей. Учитывая возможную смерть ребёнка или одного из родителей, персонал детского сада и школы также должен усвоить первоначальные знания о реакциях скорби у детей и взрослых.

Как сообщают о смерти? Сообщать о смерти должны прежде всего родители или другие близкие ребёнку люди. Иногда это приходится делать учительнице или просто кому-нибудь из взрослых. Ребёнок должен иметь возможность внутренне подготовиться, новость нельзя со­общать не мешкая, а следует спокойно посидеть с ребёнком, выбрать для этого подходящее место. Тогда говорят о происшедшем прямо, например так: "Я должен тебе сообщить плохую новость. С твоим отцом случилось несчастье. Во время сварки произошёл взрыв, и твой отец получил тяжёлые повреждения. Повреждения были такие тяжёлые, что он, видимо, сразу умер" (Dyregrov, 1987).

Сразу же следует рассказать и об известных вам фактах. Важно, чтобы информация была достоверной, неточные сведения нужно проверить. Непосредственные реакции детей могут быть очень разные, взрослые должны быть готовы ко всему - от громкого протеста и отрицания до плача и отчаяния. Поэтому внешние условия (место) должны быть такими, чтобы ребёнок мог реагировать по-разному и взрослый мог провести с ребёнком некоторое время. Если ребёнок отрицает случившееся, это может быть признаком того, что он не может сразу воспринять несчастье, а нуждается во времени. Тогда можно сказать: "Мне кажется, что тебе трудно понять, что это действительно случилось с твоим братом, но, к сожалению, это правда". Это может изменить позицию отрицания, одновременно ребёнку дают понять, что его реакции вполне понятны.

Ребёнок, который вначале реагировал сильным плачем и отчаянием, может через несколько минут успокоиться и задать вполне конкретные вопросы: "Где его нашли?" или "Почему это случилось?". Если ребёнок безудержно плачет, важно, чтобы он мог выплакаться. Тогда лучше обнять его и подождать, пока плач не утихнет. Разговор должен быть конкретным. Если речь идёт о маленьких детях, нужно быть особенно осторожными с такими абстрактными понятиями, как "душа", или "сон", или "далёкий путь". Лучше сказать, например: "Мама теперь умерла, потому что её сердце остановилось. Она не может больше есть, у неё не растут больше волосы, и ей больше не больно".

Ребёнок и похороны. Важно знать, что ритуалы, связанные со смертью, выполняют важные задачи. Они способствуют нормальному протеканию процесса траура и дают возможность выразить скорбь символически. Церемонии являются переходным этапом между жизнью и смертью, они учат нас прощаться и способствуют появлению воспоминаний и чувств. Ритуалы нужны не только самым близким людям, они дают и другим возможность оказать помощь, проявить внимание и заботу.

Многие взрослые люди боятся потерять во время исполнения ритуалов самообладание. Они боятся потерять сознание, боятся своего плача и отношения чужих людей. Поэтому они сокращают торжественные церемонии и выходят из положения, принимая таблетки. К сожалению, страх перед своей болью и бурными реакциями приводит к тому, что взрослые пытаются оградить детей от соприкосновения с травмирующим опытом. Поэтому детей вытесняют из мира взрослых, когда взрослые идут прощаться с покойным или их вообще не берут на похороны. Несмотря на происшедшие в этом отношении в последние годы перемены к лучшему, многие люди всё равно не берут детей с собой.

Между тем у детей имеется не меньшая, чем у взрослых, потребность получать для своей скорби конкретные точки опоры. Детям нужно принимать участие в похоронах, чтобы суметь посте­пенно смириться с потерей. Им нужно говорить о том, что тело умершего захоронят или кремируют.

Если ребёнок принимает участие в похоронах, то следует поза­ботиться о следующих обстоятельствах:

- ребёнок должен быть подготовлен;

- с ним должен находиться кто-нибудь из взрослых;

- у ребёнка должна быть возможность осмыслить свои впечатления.

Ребёнка нужно тщательно подготовить к прощанию с умершим. Ребёнку нужно рассказать, в каком помещении он лежит, как украшены это помещение и гроб, как покойник положен в гроб. Ребёнку можно, например сказать: "Он лежит в красивом белом гробу. Руки сложены на груди. Кожа кажется не такой, как обычно: она бледнее, и на ней синие пятна". Важно, чтобы кто-нибудь из взрослых вошёл в помещение раньше ребёнка и вернулся, чтобы сказать, что покойник выглядит совсем по-другому, чем обычно. Такая подготовка смягчает потрясение и предупреждает то, что события слишком сильно запечатлеются в памяти.

Детям следует также рассказать, как взрослые ведут себя на похоронах. Бурные реакции некоторых взрослых могут их напугать, особенно в том случае, если их об этом не предупреждали.

Дети должны знать, что происходит на похоронах и как это конкретно выглядит. Это касается внешней стороны церемонии, речей. Пользу детям приносит и личный опыт. Как они будут себя там чувствовать, как будут реагировать сами? Детям можно, не пугая их, рассказать о скорби и плаче.

Взрослые должны привлекать детей школьного возраста к принятию всех решений, связанных с похоронами, например, что одеть умершему. У детей могут быть свои важные для них пожелания, связанные с похоронами, о которых мы не будем знать, если не позволим им принимать участие в планировании и подготовке ритуалов.

Знакомый взрослый должен во время церемонии всё время находиться рядом с ребёнком. На похоронах отца или матери, сестры, брата, дедушки или бабушки эту задачу должен взять на себя кто-нибудь из взрослых, за исключением родителей. Это должен быть такой человек, которому ребёнок доверяет и рядом с которым он чувствует себя уверенно. У родителей должна быть возможность принимать участие в церемонии похорон, не беря на себя заботу о ребёнке. Взрослый, сопровождающий ребёнка, может в это время объяснять связанные с похоронами вещи, он утешает и выслушивает ребёнка либо уводит его, если ребенок об этом попросит.

Дети очень конкретны, и их конкретные проявления скорби помогают им. Ребёнка можно предварительно попросить взять с собой что-нибудь такое, что он хотел бы положить в гроб или на гроб. Это могут быть письмо, рисунок, цветок или что-нибудь, что ребёнок связывает со смертью. Так ребёнок может попрощаться и выразить свою скорбь конкретно. В случае внезапной смерти ни у взрослых, ни у детей нет возможности попрощаться. Дети часто думают о том, что бы они хотели сказать умершему. У ребёнка можно спросить: "Что бы ты хотел ему сказать, если бы знал, что говоришь с ним в последний раз?" Затем можно попросить его написать письмо, прошептать на ухо умершему или тихо сказать это про себя. Это один из способов попрощаться.

Маленьких детей надо при необходимости взять на руки, чтобы умерший был им хорошо виден.

Взрослые и дети должны иногда обхватывать покойника руками, обнимать его и целовать. Люди думают, что прикосновение запрещено, ибо они считают умершего собственностью бо


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.