Тема 3. Эволюция классической школы: эпигоны и оппоненты — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 3. Эволюция классической школы: эпигоны и оппоненты

2017-10-11 481
Тема 3. Эволюция классической школы: эпигоны и оппоненты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинарского занятия

1. Экономические теории Р. Оуэна и «социалистов-рикардианцев».

2. Экономическая теория Дж.С. Милля.

Кейс-ситуации

Кейс 1. В своей работе «Новые начала политической экономии» (1819) С. Сисмонди высказал абсурдную для представителей политической экономии мысль о том, что «…народы могут разоряться не только от того, что тратят слишком много, но и от того, что тратят слишком мало».

Вопросы:

1) В чем проявилось противоречие во взглядах С. Сисмонди и классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо?

2) В концепциях каких экономистов в дальнейшем получила развитие данная теория С. Сисмонди.

3) Объясните, насколько вы согласны с данным утверждением С. Сисмонди. Обоснуйте ответ примерами.

Кейс 2. Прочитайте отрывок из произведения Р. Оуэна «Обращение Конгресса кооперативных обществ…» (1833) и ответьте на вопросы.

«Мы знаем, что разумные и благонамеренные представители трудовых классов обладают силами и возможностями для осуществления этой великой революции в делах человечества путем своего объединения и при помощи своих практических познаний, без содействия богатых или высших классов, чьи знания (как, к прискорбию, показывает опыт) мало пригодны для трудовых классов; теперь должно быть очевидно для всех, что богатые не могут существовать без постоянного содействия трудовых классов».

Вопросы:

1. О каких трудовых классах и о каком объединении идет речь?

2. В чем состоит вклад Р. Оуэна в развитии экономической науки?

 

Кейс 3. Прочитайте отрывок из статьи Чаплыгиной И.Г. «Экономический человек» Дж.С. Милля и А. Смита: методологический аспект» (Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2015. Т. 7. № 2. С. 15-27.) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [35]

Модель экономического человека возникает именно в ходе применения этого смешанного метода индукции и логического мышления к поведению людей в экономике. Дж.С. Милль пишет, что «для того, чтобы судить о том, как человек будет вести себя под влиянием всего многообразия симпатий и антипатий, действующих на него одновременно, он должен знать, как бы он действовал под исключительным влиянием каждого из них в отдельности». В уже упоминавшемся «Эссе» он пишет, что экономическая наука изучает лишь один аспект жизни и поведения человека. Она концентрируется только на одном мотиве, который играет доминирующую роль в его хозяйственной деятельности и таким образом стремится «показать, каким будет образ действий человечества…, если бы этот стимул… был абсолютным властелином всех действий человека». Тем самым, экономическая наука «полностью абстрагируется от всех других человеческих страстей и побуждений».

Вопросы:

1. Что лежит в основе модели экономического человека Дж.С. Милля?

2. В чем существенное различия от модели А. Смита?

3. Выделите сходство и различия данных моделей. Ответ оформите в виде таблицы.

 

Кейс 4. Прочитайте отрывок из статьи Мамонтова В.Д. «Проблемы и перспективы развития современной экономики» (Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [22]

В своем главном труде «Новые начала политической экономии» С. Сисмонди делает смелое заявление о создании «новой политической экономии», базирующейся на совершенно иной основе, нежели у классиков. Отсюда и заявка на название – «Новые начала». В предисловии ко второму изданию своего основного сочинения швейцарский экономист пишет: «Я полагаю, что построил политическую экономию на новом основании. Полагаю я это и потому, что дал определение национального дохода, и потому, что исследовал ту форму распределения дохода, при которой осуществляется наибольшее счастье нации и, следовательно, наилучшим образом достигается цель нашей науки».

С. Сисмонди в работе стремится провести четкую грань отличий между своими экономическими воззрениями и идеями классиков. Неудивительно, что его сочинение богато представлено критикой классической политэкономической доктрины.

Вопросы:

1. По каким направлениям С. Сисмонди критикует классическую политическую экономию и в целом капиталистическую систему хозяйствования?

2. «Потребность стимулировала производство, а производство на основе опыта создало различные виды богатств» - раскройте экономический смысл цитаты С. Сисмонди. Приведите аргументы за и против.

Творческие задания

1. Проанализируйте доказательства А. Смита и Д. Рикардо, которыми они подкрепили свои выводы: «Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества» (А. Смит), «Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе» (Д. Рикардо). Дайте свою оценку взглядов А. Смита и Д. Рикардо.

2. В своей работе «Новые начала политической экономии» (1819) С. Сисмонди высказал абсурдную для представителей политической экономии мысль о том, что «народы могут разоряться не только от того, что тратят слишком много, но и от того, что тратят слишком мало». Объясните:

А) В чем проявилось противоречие во взглядах С. Сисмонди и классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо?

Б) В концепциях каких экономистов в дальнейшем получила развитие данная теория С. Сисмонди.

Тестовые задания

1. Что должна изучать, по Сисмонди, политическая экономия: а) потребности человека;б) ограниченные ресурсы;в) чувства человека;г) производительные силы;д) производственные отношения.2. К законодательным мерам по ограничению конкуренции, по С. Сисмонди, следует относить: а) поощрение мелкого капитала;б) ограничение использования новой техники;в) отказ от женского труда в промышленности;г) участие рабочих в процессе формирования прибыли.3. Перечислите основные положения социальных реформ Дж. С. Милля: а) введение корпоративной ассоциации, которая позволит ликвидировать наемный труд;б) социализация земельной ренты при помощи земельного налога;в) ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования;г) отказ от женского труда в промышленности.

4. Назовите положения характерные для Т. Мальтуса:

а) Население земли растёт в геометрической прогрессии,

б) Неимущие классы сами виноваты в своей бедности из-за роста своей численности,

в) Закон убывающего плодородия почв предполагает отставание средств существования от роста численности населения,

г) Причина бедности таится в неравномерном распределении имущества.

5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются:

а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

б) предложение создает соответствующий ему спрос;

в) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;

г) деньги нейтральны;

д) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны;

е) допускается вмешательство государства в экономику;

ж) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер.

6. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:

а) несовершенство социального законодательства;

б) постоянно высокие темпы роста численности населения;

в) неизменно низкий уровень заработной платы;

г) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

д) «закон убывающего плодородия почвы».

7. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали:

а) Д. Рикардо;

б) С. Сисмонди;

в) П. Прудон;

г) Р. Оуэн;

д) Дж.С. Милль;

е) К. Маркс;

ж) А. Маршалл.

8. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как:

а) производительная часть общества;

б) непроизводительная часть общества;

в) фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта;

г) фактор, сдерживающий полное использование капитала;

д) фактор, предотвращающий общее перепроизводство.

9. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

а) А. Смит;

б) Д. Рикардо;

в) Дж.С. Милль;

г) К. Маркс;

д) Т. Мальтус.

10. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется осуществить такие мероприятия, как:

а) изменить законы производства;

б) ограничить право наследования;

в) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации;

г) ниспровергнуть систему частной собственности;

д) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога.
Тема 4. Экономическая мысль России в XVI-XIX вв.

План семинарского занятия

1. Экономические идеи меркантилизма в России: А.Л. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич, И. Посошков

2. Социальная утопия Чернышевского

3. «Крестьянский социализм» А.Н. Герцена и Н.П. Огарева

Кейс-ситуации

Кейс 1. Прочитайте отрывок из произведения И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» [30], главу 4 «О купечестве» и ответьте на вопросы:

1. Каково отношение Посошкова И.Т. к торговле: кто должен вести правильную торговлю и почему?

2. Какой должна быть цена на внутренние и импортные товары по мнению Посошкова И.Т.?

3. О каких штрафах, наказаниях идет речь в данной главе книги?

4. В чем проявляются меркантилистские взгляды Посошкова И.Т.?

Кейс 2. Прочитайте Чернышевского Н. Г. «О новых условиях сельского быта» [39] и ответьте на вопросы:

1. По мнению Чернышевского Н.Г. какими двумя способами могут поддерживаться «большие хозяйства»? Каково его отношение к этим способам?

2. О какой аксиоме говорится речь в отношении государственного и частного хозяйства?

3. Каковы различия между производительным и обязательным трудом? Какой наиболее эффективен по мнению Чернышевского Н.Г. и почему?

4. В чем проявляется утопический социализм Чернышевского Н.Г. в рамках данного произведения? Приведите примеры.

Творческие задания

1. Сравните взгляды зарубежных и отечественных меркантилистов: характерные и отличительные черты. Ответ оформите в виде таблицы.

2. Сравните отношение к крепостному праву А.Н. Герцена и Н.П. Огарева. Ответ оформите в виде таблицы.

 

Тестовые задания

1. Укажите взгляд на богатство, присущий И.Т. Посошкову.

а) Отождествление богатства с деньгами.

б) Богатство - это вещественно-материальные блага и деньги.

в) Богатство - это хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд.

2. При участии какого экономиста был составлен «Новоторговый устав»?

а) А. Ордын-Нащекина,

б) И.Т. Посошкова,

в) А. Смита,

г) А. Маршала

3. Кто автор сочинения «Книга о скудости и богатстве»?

а) А.Л. Ордын-Нащекина,

б) И.Т. Посошкова,

в) А. Смита,

г) А. Маршала

4. Кто был первым популяризатором идей исторической школы в России?

а) И. Бабст;

б) А.И. Герцен;

в) П. Струве.

5. Русская финансовая мысль XIX начала XX вв. ярко отражена в работах:

а) П.Б. Струве,

б) М.И. Турган-Барановского,

в) И.И. Янжула.

6. Назовите признаки инфляции, выделенные А.Н. Радищевым: а) падение бумажного рубля ниже серебряного;б) понижение рубля по отношению к иностранной валюте;в) рост дороговизны;г) увеличение выпуска товаров.7. Какие из ниже перечисленных положений относятся к особенностям меркантилизма в России: а) внешняя торговля играла для развития экономики России значительно меньшую роль, чем в Западной Европе;б) русских меркантилистов интересовали в большей степени вопросы развития национального хозяйства, а не вопросы обеспечения активного торгового баланса;в) русские меркантилисты, как и западноевропейские, защищали монополию торговли;г) так же как и западноевропейские меркантилисты, русские отождествляли богатство с деньгами.8. Автором теории крестьянского социализма является: а) П.И. Пестель;б) Н.Г. Чернышевский;в) Н.И. Тургенев;г) А.И. Герцен.

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.