Глава 15. Мир идей: сущность и существование — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 15. Мир идей: сущность и существование

2017-10-11 622
Глава 15. Мир идей: сущность и существование 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Раскрывая тему мира вещей, окружающих человека, мы выяснили, что вещь амбивалентна по своей природе. Вещь не просто фрагмент мира, данный в своей зримой материальности, но и сущее, участвующее в жизни человека, связывающее человека с человеком (Маркс), человека с миром «неба и земли», миром «божественным» (Хайдеггер). Это связывание вещь может выполнять поскольку она одновременно принадлежит и миру естественному и миру сверхестественному, являясь по существу «вещью чувственно-сверхчувственной» (Маркс). Ее существование сверхчувственное, сверхприродное, сверъестественное в философском языке получило имя «идея» или «эйдос»

 

Что такое идея/эйдос?

 

Идея* и эйдос** – термины античной философии и литературы, первоначально обозначавшие «видимое» или «то, что видно», но постепенно получившие более глубокий смысл – «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении». Уже у Гомера термин эйдос обозначал «наружность» и по преимуществу «прекрасную наружность». В античной натурфилософии у Эмпедокла эйдос понимался почти исключительно как «образ». Демокрит термином идея обозначал форму атомов, главным свойством которых является пространственность.

Первая систематическая разработка идей принадлежит Платону. Для Платона истинным, настоящим миром был как раз мир идей, тогда как мир возникающих и погибающих вещей был лишь неистинным, ненастоящим миром, поскольку они лишь подобие идей, их материальное воплощение. Концептуальное представление о платоновсвой идее можно получить из фрагмента его диалога Пир, в котором афинская гетера Диотима объясняет Сократу, что такое прекрасное по своей природе, то есть прекрасное как идея.

 

Теперь, — сказала Диотима, — постарайся слушать меня как можно внимательнее.

Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды, — нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает [347].

 

В этом фрагменте Платон характеризует идеи как вечные, неизменные, самотождественные, не принадлежащие вещам ни в качестве их части, ни являющиеся их стороной или свойством. По отношению к вещам они играют конституирующую роль. Так вещи будучи причастны идее прекрасного обретают существование в виде прекрасных вещей: прекрасной девушки, прекрасной лошади, прекрасной речи, прекрасной музыки, розы и т.д. Так же как идея человека, позволяет живому существу осуществиться как человеку. Идея у Платона – это то, что определяет существование сущего в качестве этого сущего (человека как человека, девушки как прекрасной девушки и т.д.), то есть составляет его сущность. Наиболее точно конституирующую природу идеи описал Мераб Мамардашвили в своей статье Сознание как философская проблема.

 

Итак, существует какое-то «истинное» измерение, появляющееся у человека при условии, когда он устремлен на что-то поверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует. Проявление этого в человеке называют обычно в философии трансцендированием. Человек трансцендирует себя или свою ситуацию к чему-то – здесь и появилась проблема. Хорошо, трансцендирует, сказали философы, нашли такое слово — «трансцендирование». Но само слово и эта замеченная вещь предполагают, видимо, ответ на вопрос — куда, к чему? Ведь если есть трансцендирование, то должно быть трансцендентное, т. е. где то вне человека, в некой высшей, истинной реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей. Они и появятся у Платона под названием идей. Но дело в том, что идеи Платона — это не просто утверждение о каких-то предметах, к этому еще нужно прийти. А пока слово «трансцендентное» мы не вправе употреблять. Трансцендирование ведь означает, сказал бы философ, что человек тем самым выходит из себя, за свои собственные пределы. А как это можно описать, как и на каком языке об этом можно говорить? Как можно вообще выйти из себя? И Платон отвечал следующее: да, человек не может выйти из себя. Нет такой точки, на которую можно было бы встать и со стороны на себя посмотреть. Есть трансцендирование, но нет трансцендентного. Есть действие в человеке какой-то силы, но приписывать ей цель и направление в виде предмета, на который она направлена, мы не имеем права. Как философ, Платон не мог этого сказать. Можно находиться в состоянии трансцендирования, но завоевать точку зрения и посмотреть, что трансцендентно предполагается,— невозможно. Что же делает Платон? Оп переходит на уровень рефлексии. Здесь и появляется та проблема, которую мы потом, гораздо позже встретим в эпистемологическом одеянии у Декарта, Локка, Канта и т. д.

Платон рассуждает примерно так. Мы имеем субъекта и имеем какую-то деятельность трансцендирования. И эта деятельность может быть схвачена актом сознания (это утверждение проводится им в форме теории «воспоминания»), на уровне рефлексивного высказывания о том, что содержится в трансцендировании. Или на уровне рефлексивного дублирования проявления этой силы, ее осознания в себе. Это рефлексивное дублирование или сосредоточение в своем сознании и тем самым замыкание трансцендирования на себе и есть сущность (идея – С.Г.), согласно Платону. Сущность (идея – С.Г.) — это такое представление о предмете, которое возникает относительно предмета в акте рефлексивного сосредоточения на проявлении в себе трансцендирования. Трансцендирование можно только дублировать, оно произошло спонтанно, и появляется его механический рефлексивный дубль. Нельзя описать трансцендирование со стороны, можно лишь задать сознание трансцендирования. И это сознание и есть тот материал, из которого строятся наши истинные понятия о вещах внешнего мира. Понятие сущности (идеи – С.Г.) появляется применительно к рефлексивному уровню, в связи с осознанием философом действия в нем трансцендирования; оно не существует само по себе, натурально. Тот язык, в котором фигурирует понятие «сущности» («идеи» – С.Г.), есть язык опосредованного введения или рефлексивного дублирования чего-то трансцендирующего меня во мне.

Этот уровень рефлексии, т. е. первого представления о сознании, его использования для философского построения мы находим у Платона в его учении о сущностях или идеях. Это и есть абстракция «выполнение понятого», или рациональной структуры вещи, которая в дальнейшем будет встречаться в философии и науке. Она берется в максимально мыслимом своем виде (как максимально мыслимая вещь, или сущность), а ее эмпирическим связям приписывается законосообразность («правило-сообразность») в той мере, в какой эти связи рассматриваются как «выполнение» максимального понимания. В этом суть допущения Платоном некоторого идеального мира, мира идей, который строится следующим образом. Допустим, мы фиксируем какую-то причинную связь между А и В. Эта причинная связь, разумеется, локальна. Между тем нас, как и Платова, интересуют ее основания. Почему она возможна? Для Платона условием ее возможности является заданность или полнота всех связей мироздания и наличие абсолютного знания. Локальное событие описывается как бы с учетом одновременного знания всех других мест, удаленных от него. Вспомним, что у Лапласа в его учении о детерминизме фигурирует некий интеллект, который способен одним актом мысли, зная все предшествующие состояния, охватывать все последующие состояния. Это и есть указание на то, что мы мыслим отдельные причинные связи в предположении некоторого эфира полноты связей, где весь остальной мир гарантирует нам одну данную связь. Это как бы акт божественного наблюдения, содержащий в себе все предметы и все их отражения.

Следовательно, отдельная, единичная связь предполагает некую полноту связей универсума и абсолютное знание и тогда она - именно как отдельная, локальная — фиксируется объективно и законосообразно. Но этому должен предшествовать, несомненно, какой-то эмпирический ход вещей, позволяющий применять к нему понятие законосообразности, рассматривать его на уровне выполненного в виде рациональной структуры. Рациональная структура выполняется эмпирически и именно таким образом, и тогда эмпирическое - законосообразно. Это и есть знаменитая платоновская проблема, что, с одной стороны, есть идеи, а с другой – тени идей, весь этот метафорический язык об идеях как пра-образах вещей. …

Итак, мы обнаружили у Платона определенный способ построения теории, связанный, во-первых, с осознанием того, что для теоретического отношения к миру необходимо рефлексивное схватывание человеком в себе трансцендирующего его мира. Что у человека нет другой способности ухватить эту трансцендирующую силу, кроме как косвенно — через форму сознания. И, во вторых, что это удвоение человеком своего собственного отношения к миру или предмету выступает, с одной стороны, в виде предмета, как он независимо дан в опыте (существовании), а с другой — в виде «сущности», «идеи» (относимой как раз к рефлексивному дублированию действий мира). Между ними возникают сложные отношения, которые и составляют содержание абстракции «выполнение понятого» [348].

 

Мераб Мамардашвили идеи называл «производящими произведениями». «Произведениями» – поскольку они произведены человеком в пространстве трансценденции, а «производящими» – так как они сами вносят порядок в нашу жизнь. Рассмотрим это на примере. В эмпирии нашей жизни можно фиксировать какие-то действия, отношения, переплетения человеческих поступков и судеб, которые постоянно совершаются и прекращаются, становятся и исчезают, изменяются и т. д., и есть такие «производящие произведения» – идеи добра и зла. И вот это хаотическое переплетение поступков и отношений становится упорядоченным, когда одни определяются как добрые, а другие как злые. Иными словами, идеи добра и зла – как и любые другие идеи – вносят в нашу жизнь определенный порядок. С их помощью мы начинаем ориентироваться и в своей собственной жизни (как поступать в той или иной ситуации? что делать? как жить?), и в жизни других людей, в наших совместных отношениях.

Идеи упорядочивают нашу жизнь, делают ее осмысленной. У этой упорядочивающей функции идей есть еще одна существенная, важная черта. Идея как порядок есть некая структура, форма. Эта структура позволяет нам существовать, жить в некотором режиме, который отличается от нашего физического существования, и который, собственно, и придает нашей жизни человеческий облик. В философии этот режим называется онтологическим режимом нашей жизни. В отличие от нашей физической (физиологической, организмической, психологической) жизни, которая постоянно изменяется, переходя из незрелого в зрелое, усложняется или, напротив, деградирует, рассеивается, появляется еще что-то и оно развивается и погибает (невозможно вечно иметь молодой организм, вечно любить или вечно страдать просто в силу нашей физической включенности в природные процессы), наше онтологическое существование не изменяется. Если оно есть, то оно есть вечно. Оно не может ни увеличиваться, ни уменьшаться. Оно принадлежит разряду парменидовского бытия. Совесть либо есть, либо ее нет. Не может быть совести меньше или больше. Французский писатель, историк, философ-просветитель XVIII Вольтер * (1694-1778) говорил, что добродетели не может быть половина. Как и добра, любви, мужества, справедливости и многого другого. Идея и есть эта онтологическая структура нашего существования. Именно идея и позволяет нам удерживаться в человеческом, то есть разумном существовании.

Одновременно идея – это и интеллигибельная конструкция, конструкция, с помощью которой мы можем что-то понимать. Мы можем понять предмет лишь удерживаясь в идее этого предмета, и смотря из идеи на предметы. Вот перед нами некоторые вещи: лист бумаги, ручка, блокнот, часы, книга. Но для того чтобы увидеть пять предметов надо попасть в такую интеллигибельную структуру как число. Иначе говоря, чтобы уметь считать, надо до всякого счета как эмпирического действия обладать идеей числа.

Идея – это условие понятности чего-либо. О единичном предмете можно что-либо осмысленно сказать только в горизонте идеи как интеллигибельной структуры. И если этой структуры в нашем интеллектуальном опыте нет, то мы не можем видеть те предметы, которые осмысленны в горизонте этой структуры. Почему, например, Русалочка из диснеевского мультфильма принимает вилку за гребешок и расчесывает ею свои волосы? Именно потому, что у нее нет идеи вилки. Как нет этой идеи и у героя фильма «Индеец в Париже», который, обедая, использует этот столовый прибор просто как колющий предмет.

Идея как условие понятности, как интеллигибельная конструкция может существовать в разных модусах: как цель, как ценность, как идеал. Все они играют в нашей жизни регулятивную роль, так или иначе, направляя ее течение, придавая ей смысл, некую цельность и ценность. Существует особый раздел философского знания, который изучает ценности и идеалы, их природу и условия – этика.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.